Страница: 1  [ 2 ]  

убеждения тем, кто придерживается иных верований". Христианские пастыри возражали "против принудительного распространения исламского шариата на всех граждан, независимо от их веры" и "против провозглашения Судана исламским государством, невзирая на то, что более трети его граждан – не мусульмане". И далее в заявлении утверждалось: "политика, которая навязывает единообразие без учета фактического многообразия общества, не ведет к укреплению единства и мира. Путь к единству и миру проходит через понимание, взаимное уважение и диалог".

Другие суданские не мусульмане в негодовании ответили на введение шариата вооруженным восстанием. Такое развитие событий подводит нас к политическим аспектам шариатского курса. Однако для понимания этих аспектов следует обратиться к запутанной проблеме южного Судана. Существует много причин для конфликта между мусульманским и в известной мере арабизированным северным Суданом и в большинстве своем немусульманским африканским населением южного Судана.

Помимо недоверия и враждебности, глубоко укоренившихся в отношениях между двумя частями страны, южные суданцы испытывают недовольство, вызванное политическими и экономическими причинами, - ведь в пропорциональном отношении они ущемлены и в отношении доступа к политической власти и в плане экономического развития. Кроме того, южный немусульманский Судан опасался проведения в жизнь мусульманским севером шариатских законов, поскольку южане понимали, что это нанесет ущерб их основным гражданским правам. Эти и иные причины привели к первому мятежу, поднятому южанами, служившими в суданской армии, накануне получения страной независимости в августе 1955 г. Вскоре этот мятеж превратился в полномасштабную гражданскую войну, продолжавшуюся примерно 17 лет и завершившуюся политическим урегулированием, известным под названием Аддис-Абебского соглашения 1972 г., по которому юг получил региональную автономию и гарантии основных прав, закрепленные в Конституции 1973 г.

В результате этого урегулирования южный регион вплоть до начала 80-х годов существовал в условиях относительной политической стабильности и экономического развития.

Несколько акций, осуществленных в конце 1970 - начале 1980-х правительством тогдашнего президента Нимейри, были однако восприняты южными суданцами как свидетельство недобросовестности и стремления лишить их прав, приобретенных по соглашению 1972 г. Опасения южных суданцев подтвердились, когда 5 июня 1983 г. президент Нимейри в нарушение Конституции Судана и Аддис-Абебских соглашений принял решение разделить южный регион на три отдельных региона. Всего через несколько месяцев после этого, в сентябре 1983 г. Нимейри распространил действие законов шариата на всю страну. Это радикальное решение подлило масло в огонь нового мятежа, который к тому моменту уже начался на юге, и страна вновь была ввергнута в широкомасштабную и вызвавшую громадные жертвы гражданскую войну.

Хотя наблюдатели могут расходиться в оценках различных социальных, экономических и политических причин конфликта между севером и югом Судана, все же они не могут не согласиться с тем, что введение шариата стало важнейшей, если не основной причиной нынешней фазы гражданской войны. В любом случае, зрелище ампутаций и других суровых наказаний, применяемых в отношении не мусульман, в сочетании с явной дискриминацией на религиозной почве, побуждают суданских не мусульман продолжать гражданскую войну.

Наблюдатели также не могут не согласиться, что возобновление гражданской войны в южной части страны усугубило экономические и политические проблемы Судана и способствовало падению бывшего президента Нимейри. Пытаясь достичь нового политического урегулирования конфликта, нынешнее правительство Судана неоднократно обещало отменить законы, введенные в 1983 г. Однако вплоть до настоящего момента ему так и не удалось этого сделать, поскольку перспектива реализации этих обещаний ставит правительство страны перед трудной дилеммой. С одной стороны, электорат основных партий севера требует применения шариата и, либо сохранения в силе законов 1983 г., либо замены их на так называемые замещающие исламские законы. С другой стороны, в какой бы форме шариат ни применялся, его применение будет порождать проблемы конституционного и практического плана.


Страница: 1  [ 2 ]