Название Флора этой волшебной женской фигуре дал Питер де Йоде, который выгравировал ее изображение около 1634 года. Возможно, здесь изображена девушка-невеста в образе богини Весны. Данное произведение живописи является воплощением чувствительной женственности, переосмыслением Тицианом классических образов Джорджоне. Иконография напоминает изображение обнаженной богини на саркофаге из галереи Боргезе. Композиция картины отличается простотой замысла, фигура богини представлена во фронтальном изображении: голова слегка наклонена. Светлые, с бронзовым отливом волосы легко развеваются, в правой руке - цветы, которые она протягивает зрителю, что создает впечатление глубины пространства. В цветах “прячется” обручальное кольцо. То, как сложены пальцы на руке Флоры-невесты, показывает, что она скоро потеряет невинность.

Тициан - необыкновенный портретист. Если ваш портрет создал Тициан и вас похвалил Аретино (известный поэт 1492-1556), - это означает, что вы жизнь прожили не напрасно и познали настоящую славу - убеждал своих современников в 1556 году итальянский поэт и драматург Спероне Сперони. Очень часто художник и поэт работали вместе, т.е. Тициан писал портреты по описаниям Аретино (уникально!) или по тем реликвиям, которые дарили поэту как признательность за его оды. Однажды Тициану пришлось рисовать портрет Франциска І (1494-1547) с медальона, который ему передал Аретино, - отсюда неожиданный ракурс - король Франции изображен в профиль. Подобные ситуации возникали несколько раз. Тициан рисовал довольно удачные портреты, не имея перед глазами “живого оригинала”.


Изабелла Дьесте, например, заказывала собственное изображение в молодые годы, а Карл V любил заказывать портреты своей покойной жены. Феноменальный талант Тициана давал возможность виртуозно выполнять самые сложные заказы: во всем, что касалось живописи, для художника не было ничего невозможного. В 1547 году под Мюльбергом императорская армия разгромила войска лютеран, и Карл V промолвил: дословно: “Чья власть, того и религия”. Для утверждения успеха вызвал к себе Тициана и заказал ему портрет, который смог бы олицетворить апофеоз его власти. Так в Аусбурге художником был создан “Конный портрет” Карла V, который станет образцом парадного портрета для многих поколений художников. Колорит - язык живописи.

Микеланджело утверждал, что если бы “непревзойденный колорист” Тициан приложил силы, чтобы стать и наилучшим художником, в деятельности остальных художников не было бы потребности. Все же Тициан считался с мыслями других и выбрал в искусстве свою тропинку. “Колорит - вот язык живописи”, - этому творческому кредо художник посвятил всю жизнь. В последний период творчества он умышленно ограничивает палитру, чтобы доказать: “Истинному мастеру достаточно трех цветов: белого, черного и красного - главное, чтобы он умел их использовать. Тициан был очень требовательным к себе и к другим художникам, которых он признавал, а их было довольно немного: Пальма Веккьо Старший, Веронезе, Эль Греко, и особенно, Корреджо (1489-1534). Перед одной из его фресок он восторженно воскликнет: “В конце концов я вижу настоящего мастера!”. Братья Беллини, Карпаччо, Джорджоне, Веронезе, Тинторетто, гениальный Тициан. Их непревзойденными полотнами украшены интерьеры собора Святого Марка, Дворец Дожей, церковь Санта Мария… Гордостью романтического города на воде является Галерея Академии, где находятся шедевр Джорджоне “Гроза”, цикл Мадонн братьев Беллини, “Адам и Ева” Тинторетто, а также “Святой Иоанн Креститель” и “Пьета” Тициана.

Думаю, что знакомство с Тицианом пробудило у вас желание побывать в его родной Венеции, увидеть шедевры великих венецианцев, ощутить незабываемую атмосферу мостов, арок, каналов, карнавала… И самое главное - вы узнали о сложном пути Тициана к признанию и славе, ведь для расцвета таланта необходимо прикладывать усилия, настойчивость, целеустремленность…