Родился Исаак Ильич Левитан в посаде Кибарты, близ станци Вержболово Ковенской губернии 18 августа 1860 года. Ремеслу художника он обучался в Училище живописи, ваяния и зодчества, где занимался в пейзажной мастерской, руководимой Саврасовым. Его ученические работы «Вечер», «Солнечный день. Весна» были высоко оценены мастерами живописи: Левитан получил Малую серебряную медаль V Передвижной выставки. Так начинался творческий путь художника, в чьем творческом наследии отразилась и запылала всеми своими яркими красками красота русского пейзажа.
«Осенний день. Сокольники», «Вид Симонова монастыря», «Вечер на пашне», «Река Истра», «Пасмурный день на Волге», «Под вечер», «Золотой плес», «После дождя», «Ветхий дворик», «Тихаяобитель», «У омута», «Свежий ветер», «Владимирка», «Март», «Весна. Большая вода», «Весна. Последний снег», «Золотая осень», «Свежий ветер» — вот далеко не полный список его работ, вошедших в сокровищницу русской пейзажной живописи. При этом необходимо учесть, что творческая жизнь мастера была недолгой — чуть больше четверти века.
Картины «Осень» и «Заросший дворик» —одни из первых в творческой жизни художника, высоко оцененные критикой. Левитан мог наизусть произнести строки из статьи Н. Александрова, в которой давался обзор передвижных выставок: «Солнечный свет, деревья, зелень, строения, все это написано просто мастерски, во всем проглядывает чувство художника, его бесспорно жизненное впечатление от природы…» Художнику в это время было семнадцать лет, но успех, залогом которого являлись талант и мастерство Левитана, продолжал сопутствовать ему всю жизнь. Пейзажи Левитана отображают красоту родной природы во всех ее проявлениях. Сам художник писал: «Нет лучше страны, чем Россия! Только в России может быть настоящий пейзажист». Левитан умел языком красок рассказывать людям о горе и печали. Например, картина «Вечер на озере». У берега сушатся сети, острые вершины елей отражаются в зеркальной поверхности. Никакие трагические события на картине не изображены, но зрителя пронизывает какое-то непреодолимое чувство печали.
Одно из самых трагических произведений — «Над вечным покоем». В это время Левитан гостил в имении Ушаковых, которое находилось на берегу озера Ост. Недавно художник пережил тяжелый удар, который подорвал его и без того слабое здоровье. По приказу, подписанному Александром III, все евреи должны были оставить Москву к 14 июля 1892 года. Левитан был признанным художником, гордостью страны, но и на него распространялся этот приказ. Вскоре благодаря стараниям П. А. Брюллова художнику было разрешено жить в Москве. Знакомые Левитана не замечали в нем резких перемен, он вел свой обычный образ жизни. Оскорбление, нанесенное ему, ушло вглубь, но его все чаще стали посещать приступы тоски. В таком настроении были написаны картины «Вечерний звон» (работая над ней, художник напевал любимую песню «Вечерний звон» на слова Козлова) и «Владимирка». Первый эскиз картины «Над вечным покоем» Левитан писал в большом зале ушаковского дома. Интересно, что создавалась эта картина Левитаном под музыку. Страстные и мятежные шопеновские ноктюрны сменялись Бахом. Но чаще всего Левитану хотелось слышать траурный марш из «Героической симфонии» Бетховена. Его скорбными и торжественными звуками словно пропиталась кисть художника.
Любуясь окрестностями, художник был очарован огромным небосводом. Кажется, нигде прежде не видел он такого бесконечного неба. Однако пейзаж изображает не эту светлую безоблачность, а грозовое, грозное и мрачное небо, которое как бы вступает в спор с застывшей тишиной озера. По признанию самого художника, в этой картине отображена вся его душа: «В ней я весь, со своей психикой, со всем моим содержанием».
Тяжелые, сумрачные облака, устрашающие нас в момент ненастья, на самом деле похожи на Время. Они проходят так же, как и Время, относительное и вечное одновременно.. Для того чтобы подчеркнуть вечность, Левитан в своей картине заменил современную церковь древней деревянной церквушкой из Плеса. В ее окнах светится огонек — значит, там человек, там жизнь. И этот маленький светлячок среди бескрайней природы свидетельствует о непрерывности жизни. Одни умирают — другие рождаются. Но что ты, маленький, ничтожный человечек, сделал для вечности? Ты уйдешь, вместе с тобой уйдут и твои ежедневные заботы, страхи и страдания. Останется вечная природа, вечный покой, вечные облака, вечное озеро.
Однако Левитан умел не только страдать, многие его произведения звучат, как гимн надежды и молодости. Одним жарким июньским утром Левитан вернулся с прогулки без написанного этюда, но с букетом одуванчиков. Художник написал букет одуванчиков в простой глиняной крынке, вложив всю свою нежность в эти зыбкие стебельки. Уже будучи учителем, Левитан увлекал своих учеников рассказами о том, сколько наслаждения ему доставляет писать цветы: «… вы почувствуйте, что они живые, что налиты соком, тянутся к свету: надо, чтобы от них пахло не краской, а цветами». Наверное, каждый зритель может почувствовать аромат осенней природы, увидев левитановский пейзаж «Золотая осень ». Да, осень на его картине поистине золотая — сколько радости и наслаждения дарит это золото осени. Кое-где еще проглядывает зелень, но в этом временном затишье, покое уже чувствуется страсть и сила надвигающейся зимней стихии. Еще светит теплое, нежное солнышко, река еще не скована льдом — ив этом прелесть осени. Осень заставляет человека забыть о летней суматохе и подготовиться к зимнему ненастью. Левитан любил родную природу, умел наслаждаться ее красотой и величием и подарил нам возможность увидеть эту красоту его глазами — глазами мастера живописи.