Тяжело больная Анна в бреду произносит: «...какая странная, ужас­ная судьба, что оба Алексея, не правда ли?»

Любой писатель легко мог бы придумать для своих героев разные имена. Но автору «Анны Каре­ниной» для чего-то понадобилось сделать Каренина и Вронского тезками. Может быть, все дело в значении имени? В переводе с греческого «Алексей» значит защитник (а «Анна» в переводе с древнееврейско­го — благодать). Сумели ли они защитить благо­дать? Смогли ли выполнить то предназначение, кото­рое заключено в их имени?

Каренин и Вронский очень отличаются друг от друга и возрастом, и внешностью. Но если мы уж упомянули о внешности, то не можем не обратить ваше внимание на одну неожиданную деталь: оба они лысеют (беспощадный Толстой пишет: плеши­веют). Важнее, однако, другое сходство. Оба они наделены нравственным спокойствием, твердостью, са­моуверенностью. В высшей степени знаменательна первая встреча двух Алексеев: «Спокойствие и само­уверенность Вронского здесь, как коса на камень, наткнулась на холодную самоуверенность Алексея Александровича ».

У Каренина и у Вронского были совершенно четкие правила, которым они подчиняли свою жизнь. Толстому это никогда не нравилось. Вспомните, как не любила жить «по правилам» Наташа Ростова. И Кити, обращаясь к одной из своих знакомых (Ва­реньке), говорит: «Я не могу иначе жить, как по сердцу, а вы живете по правилам». Таковы мора­льные принципы самого Толстого. Оцените с этой точки зрения скрытую авторскую иронию, которая ощущается в описании Вронского. В соответствии с его правилами, обязательно нужно было заплатить карточному шулеру, но не портному; нельзя было лгать мужчинам, но женщинам можно...

Свои правила были и у Каренина, отличавшиеся от Вронского, но столь же твердо установленные. Он панически боялся естественности и простоты и старательно отгораживался от жизни, от реальных трудностей, от любых душевных переживаний. «Пе­реноситься мыслью и чувством в другое существо было душевное действие, чуждое Алексею Александ­ровичу». Он считал это душевное действие «вред­ным и опасным» и поэтому потерял Анну.

В новом романе Толстой избегает однозначных решений. В «Войне и мире» было иначе. Там авторский приговор обычно был окончательным; от­рицательные персонажи не были даны в динамике, эволюции. Теперь взгляд Толстого изменился; он умеет увидеть правоту своей героини (и внушить к ней сочувствие читателей), но не исключает нали­чия своей правды и у Каренина.

Каренин — сухой, черствый человек, но все же человек, испытывающий горе, страдания, способный и на великодушие, и на жестокость. Замечательный артист Николай Хмелев, первый исполнитель роли Каренина в инсценировке, которая шла на сцене Московского Художественного театра в 1930-е гг., говорил: «Когда я надел мундир Каренина и когда потрогал неживой рукой его баки, мне сказали с восхищением: вот, вот, главное вы нашли, вы — олицетворение бюрократического Петербурга, так и иг­райте! Я так и играю, но счастья нет в моей душе, творческого счастья. Скажу по правде, меня втайне тянет к драме Каренина, ведь там есть драма и даже трагедия».

Каренину нужно было пережить катастрофу в собственной семье, чтобы рухнули те искусственные преграды, запреты, которые он воздвигал. «Я убит, я разбит, я не человек больше», — в отчаянии вос­клицает Каренин. Но для Толстого именно в этот момент он и становится человеком.

Раздраженная и раздосадованная Анна говорит о своем муже: «Это не мужчина, не человек, это кук­ла!.. Это министерская машина». Да, есть, конечно, в нем что-то от машины, но механичность, кукольность еще не определяет всего его существа.

Каренин не мог переноситься чувством и мыслями в другого человека. Но ведь такие «душевные действия» оказа­лись невозможными и для Анны. Лишь однажды (да и то ненадолго) ей дано было заглянуть во внут­ренний мир мужа, увидеть в нем вовсе не злую кук­лу. Это произошло тогда, когда взволнованный Ка­ренин сказал ей: «Да, вы только себя помните, но страдания человека, который был вашим мужем, вам не интересны. Вам все равно, что вся жизнь его рушилась, что он пеле... Пеле... пелестрадал».



Толстой пишет: «И в первый раз она на мгнове­ние почувствовала за него, перенеслась в него, и ей жалко стало его». Правда, Анна боится поверить этому своему ощущению: «Нет, это мне показа­лось...»

Анна не любит своего мужа, тут ничего не поде­лаешь. Но она несправедлива к нему. Вспомните, как во время ее тяжелой болезни он «стоял на коленях и рыдал, как ребенок». Для Толстого сравнение Каренина («машины», «кук­лы») с ребенком значило очень многое. Теперь Каренин представляется Вронскому «не злым, не фальшивым, не смешным, но добрым, простым и величественным». Пораженный Вронский совершает попытку самоубийства.

Каким же предстает на страницах романа второй Алексей, встреча с которым переломила всю жизнь Анны? Характер Вронского также сложен, как и характер других героев. Он был чем-то похож на своего тезку — Каренина. Но, с другой стороны, оказывается, что способность к глубоким душевным порывам, внутренняя честность, бескомпромиссность сближают его с Левиным, который обычно воспри­нимается как антагонист Вронского. Достаточно со­слаться на мнение чуткой Анны: «...несмотря на резкое различие, с точки зрения мужчины, между Вронским и Левиным, она, как женщина, видела в нем то самое общее, за что Кити полюбила и Вронского и Левина».

Любовь изменила Вронского, сделала его лучше, проще, естественней. Принято восхищаться самоот­верженностью Анны, которая бросила смелый вызов светскому обществу. Но будем справедливы. Разве не сделал того же Вронский? Ради Анны он вышел в отставку (а был честолюбив), рассорился с ма­терью, сменил привычный образ жизни...
О могучей преобразующей силе любви написано много произведений. Вспомните Тургенева, напри- р. И впереди у нас с вами еще Чехов, его «Дама с собачкой». Однако же есть в любви и трагическое начало, о чем так проникновенно писал любимый поэт Толстого Ф. И. Тютчев:
...Судьбы ужасным приговором
Твоя любовь для ней была,
И незаслуженным позором
На жизнь ее она легла!

Не содержится ли здесь, как в зародыше, суть той трагической ситуации, о которой рассказал Лев Толстой в «Анне Карениной»?

Анна и Вронский любят друг друга, но любви каждый из них думает прежде всего о себе, а не о другом. Нет той драгоценной способности «перенес­тись в него», как писал Толстой. «Они почувст­вовали, что рядом с их любовью, которая связывала их, установился между ними злой дух какой-то борьбы, которого она не могла изгнать ни из свое­го, ни, еще меньше, из его сердца».

Анна не понимает желания Вронского заняться какими-то своими интересами (выборы, земство и т. д.) и выводит его из себя бессмысленной и не­обоснованной ревностью. Чего же она достигла? В его глазах появляется «злой взгляд человека, пре­следуемого и ожесточенного». Но и он не проявлял снисходительности к ней, не мог понять до конца ее одиночества, отчаяния, неприкаянности... И этот Алексей не защитил ее, не спас.

Похожие сочинения

  1. Жизненный путь Анны Карениной в одноименном романе Толстого
    Жизненный путь Анны Карениной в одноименном романе Л.Н. Толстого. Роман Толстого «Анна Каренина» произвел на меня большое впечатление. Я также прочитал критику этого романа и историю его написания и теперь могу поделиться своими впечатлениями. Роман...смотреть целиком
  2. Образ одного из героев романа «Анна Каренина» Константин Левин
    Один из героев романа Л. Н. Толстого «Анна Каренина» Константин Левин явился новым образом в русской и мировой литературе. Это образ не «маленького», не «лишнего» человека. По всему своему складу, содержанию мучающих его общечеловеческих вопросов, цельности...смотреть целиком
  3. Трагедия Анны Каренины  Новое!
    «Если кто несчастен, так это я...» В процессе работы Толстой по­следовательно возвышал образ Анны, наделяя ее не только физической красотой, но и богатым внутренним миром, незаурядным умом, способностью к беспощадному самоанализу. Это один из сравни­тельно...смотреть целиком
  4. Мысль семейная (по роману "Анна Каренина")  Новое!
    Он говорил, ҹто задаҹа его сделать эту женщину только жалкой, и не виноватой. С. Толстая После оконҹания работы над романом Война и мир Лев Николаевиҹ увлекся проблемами семьи и брака. Окружающая его действительность...смотреть целиком
  5. Образ Левина в романе Толстого «Анна Каренина»  Новое!
    В романе Л. Н. Толстого наряду с сюжетной линией Анны Карениной представлена другая, весьма существенная, линия жизненной судьбы Константина Левина. Именно с образом этого героя связаны многие важные морально-философские и социальные проблемы произведения....смотреть целиком
  6. Бессмертные образы (по роману Толстого «Анна Каренина»)  Новое!
    Каждое новое произведение Льва Толстого поражало читателей глубоким содержанием, оригинальностью мысли, выразительностью образов. Лев Толстой рисовал характеры и образы с бесстрашной правдивостью. Роман «Анна Каренина» представлял собой новую ступень...смотреть целиком
  7. Трагизм противостояния личности обществу в романе «Анна Каренина»  Новое!
    «Анна Каренина» — одна из трех замечательных вершин в творчестве Льва Толстого. Роман этот является естественным переходом от «Войны и мира» к «Воскресенью». Толстого очень волновали вопрос современной действительности. Жизнь России 70-х годов отражается...смотреть целиком