В окончательном тексте об этом законченном типе Ростовых пишет Подростку его бывший воспитатель Николай Семенович, появляющийся в эпилоге романа в роли резонера, высказывающего взгляды самого Достоевского. Этот «воспитатель» воображает себе некоего «идеального русского романиста», который хочет представить «хоть вид красивого порядка и красивого впечатления, столь необходимого в романе для изящного воздействия на читателя». Положение такого романиста было бы совершенно определенное: «он не мог бы писать в другом роде, как в историческом, ибо красивого типа уже нет в наше время... О, ив историческом роде возможно изобразить множество еще чрезвычайно приятных и отрадных подробностей! Можно даже до того увлечь читателя, что он примет историческую картину за возможную еще и в настоящем». Это, конечно, «Война и мир», и преимущественно семейство Ростовых, — Болконский и Пьер Безухов уже «выступают из этого красивого порядка». И тут же Николаем Семеновичем дается и оценка всей эпопее и всему творчеству Толстого: «Такое произведение, при великом таланте, уже принадлежало бы не столько к русской литературе, сколько к русской истории». Смысл ясен — к русской литературе относится то, что изображает современность, теория натуральной школы Белинского запомнилась Достоевскому навсегда. Толстой с его «Войной и миром», при всей великости его таланта, — это уже прошлое, «ушло в область истории». «Это была бы картина, художественно законченная, русского миража, но существовавшего действительно, пока не догадались, что это мираж».

А дальше уже переход от «Войны и мира» к «Анне Карениной»; внук тех героев, которые были изображены в картине миража, в картине, изображавшей «русское семейство средне-высшего культурного круга в течение трех поколений сряду и в связи с историей русской, этот потомок предков своих уже не мог бы быть изображен в современном типе своем иначе, как в несколько мизантропическом, уединенном и несомненно грустном виде». Это уже конечно Левин, «грустный Левин», как он уже однажды назван в черновиках. И нечто как бы от злорадства звучит в следующих словах: этот потомок «даже должен явиться каким-нибудь чудаком, которого читатель, с первого взгляда, мог бы признать как за сошедшего с поля и убедиться, что не за ним осталось поле». С первого ли только взгляда? Ясно предвидится: «Еще далее — и исчезнет даже и этот внук мизантроп; явятся новые лица еще неизвестные и новый мираж» (5,622—624).
Удивительные слова: «явятся новые лица» и «новый мираж». Что это? Заранее оценка будущих творений Толстого как самого талантливого представителя дворянской литературы — какие бы типы он ни создавал, все будет мираж, а не действительность? Очевидно, так.

Кончается дворянский период в истории, вместе с ним и вся помещичья литература. У Толстого «великолепно», но это уже «последнее помещичье слово». Даже Решетников гораздо интереснее, хотя бы как предвестник нового уже слова в литературе. Это из письма к Страхову тех же лет.!

Нет надобности гадать о том, что именно внушило Достоевскому столь пристрастное отношение к Толстому, почему он так субъективен в оценке его творчества, что не учел даже, насколько он противоречит самому себе, своим же словам: «Такие люди, как автор «Анны Карениной» — суть учители общества, наши учители, а мы лишь ученики их» (XII, 233). Примем как факт, в высшей степени ценный, самое противопоставление Толстого себе с точки зрения именно социальной — там литература дворянская, его же, Достоевского, область — жизнь «случайных семейств», «разночинцев».

Эту литературную позицию свою Достоевский подчеркивает еще более резко в одной черновой записи с набросками ответа некоторым критикам, поспешившим высказаться по поводу первой части «Подростка», напечатанной в январской и февральской книжках «Отечественных записок». Запись точно датирована: 22 марта 1875 года.

Похожие сочинения

  1. Трагедия Анны Каренины  Новое!
    «Если кто несчастен, так это я...» В процессе работы Толстой по­следовательно возвышал образ Анны, наделяя ее не только физической красотой, но и богатым внутренним миром, незаурядным умом, способностью к беспощадному самоанализу. Это один из сравни­тельно...смотреть целиком
  2. Анна Каренина – героиня одноименного романа Льва Толстого
    Продолжая смотреть на сайте, я часто задумываюсь, а кто, собственно здесь положительные герои, а кто отрицательные? И не могу четко ответить на этот вопрос. Казалось бы, самые отрицательные герои, в последствии, совершают очень хорошие поступки, а герои,...смотреть целиком
  3. Идейное содержание романа «Анна Каренина»
    Действие романа развёртывается на широком и сложном социальном фоне. Перед нами проходят самые разнообразные слон русского общества 70-х годов: и титулованная аристократия (княжеские и графские фамилии Щербацких, Облонских, Вронских, Серпуховских,...смотреть целиком
  4. Критика романа Л. Н. Толстого "Анна Каренина"
    "Анна Каренина" — одна из самых дорогих, любимых книг читателей всего мира. Мы попытаемся проследить за судьбой романа c середины 70-х годов, когда роман начал печататься на страницах журнала "Русский вестник", и до наших дней,...смотреть целиком
  5. Размышления об образе Анны Карениной  Новое!
    Роман «Анна Каренина» создавался в период 1873-1877 годов. С течением времени замысел претерпевал большие изменения. Менялся план романа, расширялись и усложнялись его сюжет и композиции, менялись герои и самые имена их. Анна Каренина, какой ее знают...смотреть целиком
  6. Тема семьи в одном из произведений русской литературы (Л.Н. Толстой "Анна Каренина")  Новое!
    Роман "Анна Каренина" — это, как и все произведения гениального писателя, не только рассказ о семье. "Лев Толстой, — писал Стасов, — поднялся до такой высокой ноты, какой еще никогда не брала русская литература... Он умеет чудною скульпторской...смотреть целиком