Страница: [ 1 ]  2  

"Анна Каренина" — одна из самых дорогих, любимых книг читателей всего мира. Мы попытаемся проследить за судьбой романа c середины 70-х годов, когда роман начал печататься на страницах журнала "Русский вестник", и до наших дней, рассказать о том, чем притягивает он все новые и новые поколения читателей, как в разных исторических условиях менялись его восприятие и оценка.

"Анна Каренина" принадлежит к тем редким созданиям мировой литературы, которые с наслаждением читают все — люди, стоящие на разных уровнях культуры и образования.

Роман как бы подтверждает мысль Толстого о том, что в подлинно великих творениях искусства "прелесть картины, звуков, образов заражает всякого человека, на какой бы он ни находился степени развития".

"Анна Каренина" читается легко потому, что автор "вводит в действие сразу", с первых строк "схватывает и не отпускает" читателя, покоряя абсолютной художественной достоверностью, физической ощутимостью и драматизмом повествования, заставляя напряженно следить за тем, как разрешиться драма Облонских, как сложатся отношения между Анной и Вронским, Левиным и Кити.

Читать "Анну Каренину" — высокая художественная радость, потому что мы, как того и хотел Толстой, "сливаемся чувствами с героями", "начинаем жить жизнью описываемых лиц", волноваться и страдать вместе с ними.

С особой силой захватывает читателей драматическая история любви и гибели Анны Карениной, раскрытая, по справедливому замечанию Ф. М. Достоевского, "страшною глубиною и силою, с небывалым доселе у нас реализмом художественного изображения".

Роман читают все. В то же время мера понимания великой книги у разных читателей очень разная.

Между тем, роман Толстого — это художественный итог многолетних размышлений писателя над жизнью своего буржуазно-дворянского общества. Он был создан в тот знаменательный период (с 1873 по 1877 г.), когда писатель уже приходил к выводу о бессмысленности и аморальности жизни "верхних десяти тысяч", уже стоял на пороге разрыва со своим классом.

В ходе создания романа писатель все шире и беспощаднее рисовал панораму ложной "искусственной" жизни "богатых и ученых", столичных и поместных дворян, важных государственных сановников, занятых пустым "бумажным" делом, столичных военных, купцов, адвокатов, буржуазных ученых.

Не случайно в процессе создания Толстой резко "снизил" образы важного государственного деятеля Каренина и флигель-адъютанта Вронского, показав бессмысленность их занятий, ложность моральных принципов.

С другой стороны, от варианта к варианту в романе ярче утверждался идеал "трудовой, чистой и общей прелестной жизни" народа. Не случайно в персонажах "Анны Карениной", в переживаниях Анны — жены, матери, страстно любящей женщины, в думах и в чувствах Левина у колыбели новорожденного сына и у ложа умирающего брата, в характерах других героев — люди разных стран мира узнают себя. И в этой радости узнавания — одна из главных привлекательных сторон чтения Толстого.

Герои "Анны Каренины" для каждого из нас — живые, знакомые люди. И в тоже время созданные Толстым характеры настолько сложные, многогранные и изменчивые, что их оценка вызывает постоянные споры, противоречивые суждения. Нередко привлеченные одними словами и поступками героев, читатели и критики не замечают других и упрощают толстовские образы.
В "Анне Карениной" Толстой уже "с великой наглядностью разоблачал внутреннюю ложь всех тех учреждений, при помощи которых держится современное общество, церковь, суд, милитаризм, "законный" брак, буржуазная наука", и в то же время силой и свежестью, присущим гениальным художникам, ставил вопросы, которые всегда будут волновать человечество: о любви, ее месте в жизни, семье подлинной и мнимой, вине и нравственной ответственности, тонких и сложных отношениях между людьми, о значении крестьянского труда и трудовой морали, связи человека с народом и природой как необходимым условиям полноценной гармоничной жизни; вел читателя к раздумьями над самыми трудными вечными проблемами бытия: в чем смысл и цель человеческой жизни перед лицом смерти?

Это лишь малая часть мыслей и чувств, которые возникают, и постоянно будут возникать у читателей великой книги.

Роман "Анна Каренина" начал печататься в журнале "Русский вестник" с января 1875 года, и сразу вызвал в обществе и русской критике бурю споров, противоположных мнений и отзывов: от благоговейного восхищения до разочарования, недовольства и даже возмущения.

"Всякая глава "Анны Каренины" поднимала все общество на дыбы, и не было конца толкам, восторгам и пересудам, как будто дело шло о вопросе, каждому лично близком", — писала двоюродная тетка Льва Толстого фрейлина Александра Андреевна Толстая.

"Роман ваш занимает всех и читается невообразимо. Успех действительно невероятный, сумасшедший. Так читали Пушкина и Гоголя, набрасываясь на каждую их страницу и пренебрегая все, что писано другими", — сообщал Толстому его друг и редактор Н. Н. Страхов после выхода из печати 6-ой части "Анны Каренины".

Книги "Русского вестника" с очередными главами "Анны Каренины" добывались в библиотеках чуть ли не с боем.
"От воскресения до сегодня наслаждался чтением "Анны Карениной", — пишет Толстому друг его молодости, прославленный герой севастопольской кампании С. С. Урусов.

"А "Анна Каренина" — блаженство. Я плачу — я обыкновенно никогда не плачу, но тут не могу выдержать!" — эти слова принадлежат известному переводчику и издателю Н. В. Гербелю.

Об огромном успехе романа среди широких кругов читателей рассказывают не только друзья и почитатели Толстого, но и те литераторы демократического лагеря, которые не приняли и резко критиковала роман.

""Анна Каренина" имела большой успех в публике. Ее все читали и зачитывались ею", — писал непримиримый враг нового романа М. А. Антонович.

"Русское общество прочитало со страстной жадностью, что называется, взасос роман "Анна Каренина", — подытоживал свои впечатления историк и общественный деятель А. С. Пругавин.

Важнейшая отличительная черта подлинного искусства, как любил повторять Лев Толстой, его способность "заражать чувствами" других людей, заставлять их смеяться и плакать, любить жизнь. Если бы "Анна Каренина" не обладала этой магической силой, если бы автор не умел потрясти души рядовых читателей, заставить сопереживать его героям, не было бы и пути романа в грядущие столетия, не было бы и вечно живого интереса к нему читателей и критиков всех стран мира. Вот почему так дороги эти первые наивные отзывы.

Постепенно отзывы становятся подробнее. В них больше раздумий, наблюдений.

С самого начала глубиной и тонкостью отличились оценки романа поэтом и другом писателя А. А. Фетом. Уже в марте 1876 года, более чем за год до завершения "Анны Карениной", он писал автору: "А, небось, чуют они все, что этот роман есть строгий неподкупный суд всему нашему строю жизни. От мужика и до говядины-принца!".

А. А. Фет верно почувствовал новаторство Толстого-реалиста.

Уже в годы печатанья "Анны Каренины" на страницах журнала русские ученые разных специальностей отметили научную ценность многих наблюдений писателя. "Психолог Троицкий говорил, что по вашему роману проверяют психологические законы. Даже передовые педагоги находят, что в изображении Сережи заключаются важные указания для теории воспитания и обучения", — сообщал автору Н. Н. Страхов.

Роман еще не был опубликован полностью, когда герои его шагнули из книги в жизнь. Современники то и дело вспоминали Анну и Кити, Стиву и Левина, как своих давних знакомых, обращались к героям Толстого, чтобы ярче обрисовать реальных людей, объяснить и передать собственные переживания.


Страница: [ 1 ]  2  

Похожие сочинения

  1. Содержание романа «Анна Каренина»  Новое!
    В московском доме Облонских, где «все смешалось» в конце зимы 1873 г., ждут сестру хозяина, Анну Аркадьевну Каренину. Причиной семейного разлада явилось то, что князь Степан Аркадьевич Облонский уличен своей женою в измене с гувернанткой. Тридцатичетырехлетний...смотреть целиком
  2. Трагедия Анны Каренины  Новое!
    «Если кто несчастен, так это я...» В процессе работы Толстой по­следовательно возвышал образ Анны, наделяя ее не только физической красотой, но и богатым внутренним миром, незаурядным умом, способностью к беспощадному самоанализу. Это один из сравни­тельно...смотреть целиком
  3. Личность и общество в романе "Анна Каренина"
    После окончания "Войны и мира" Толстой усиленно изучал материалы об эпохе Петра Первого, решив посвятить ей свое новое произведение. Однако современность вскоре настолько захватила писателя, что он приступил к созданию произведения, в котором...смотреть целиком
  4. Мысль семейная (по роману "Анна Каренина")
    Он говорил, ҹто задаҹа его сделать эту женщину только жалкой, и не виноватой. С. Толстая После оконҹания работы над романом Война и мир Лев Николаевиҹ увлекся проблемами семьи и брака. Окружающая его действительность...смотреть целиком
  5. Роль сна в романе Л.Н. Толстого «Анна Каренина»
    Роман П. Н. Толстого «Анна Каренина» — один из самых значительных произведений русской литературы. Он претерпел пять редакций, прежде чем появился в том виде, в каком мы его знаем. В произведении писатель использует прием сна, который играет большую...смотреть целиком
  6. Анна Каренина – героиня одноименного романа Льва Толстого
    Продолжая смотреть на сайте, я часто задумываюсь, а кто, собственно здесь положительные герои, а кто отрицательные? И не могу четко ответить на этот вопрос. Казалось бы, самые отрицательные герои, в последствии, совершают очень хорошие поступки, а герои,...смотреть целиком
  7. Виновна ли Анна Каренина
    Эпиграф: Салон Анны Шерер был лишь мертвым островком посреди океана живой жизни. Мертвое море омывает небольшой островок живой жизни, которую олицетворяет образ Анны. Вспомним слова литературоведа В.Г Одинокова, на мысль которого, в романе “Анна...смотреть целиком