Решение сложных проблем семейной жизни героев произведения совершенно недвусмысленно оттеняется в «Анне Карениной» изображением поистине счастливой семьи крестьянина Ивана Парменова. Соответствующие страницы служат не только фоном, на котором яснее видна постоянная неудовлетворенность своей личной жизнью героев романа, но и открытым уроком и даже упреком им. Толстой в «Анне Карениной» уже подошел к тому коренному перелому в его мировоззрении, который окончательно оформится через несколько лет, в начале 80-х годов. Он уже здесь обличает искусственную жизнь «верхов» через контрастное ее сопоставление с естественной, полной подлинных человеческих интересов жизнью народа.

Так, в текст введены реплики мужиков, наблюдающих встречу Долли с Анной и ее окружением. Этот прием станет впоследствии основным в комедии «Плоды просвещения». Мир простого народа с его мужеством и энергией, простотой и ясностью мироощущения противопоставлен обществу господ. Лучшие из толстовских героев понимают весь драматизм своей разобщенности с этой естественной и прекрасной жизнью. Те настроения, которые были свойственны главному герою в повести «Казаки», теперь испытывает и Левин, когда он слушает пение крестьянок, возвращающихся с сенокоса: «Когда народ с песнями скрылся из вида и слуха, тяжелое чувство тоски за свое одиночество… охватило Левина».

В критике 70-х годов высказывалось мнение, что Толстой написал не один, а два романа: об Анне и Левине. Писатель с этим решительно не соглашался. Он отвечал, что гордится архитектурой своего произведения и добавил: «Связь постройки сделана не на фабуле и не на отношениях (знакомстве) лиц, а на внутренней связи». Такая внутренняя связь существует между Анной и Левиным, который тоже мучительно и напряженно ищет возможность жить без фальши и лжи, без всякого обмана себя и других. Они знакомятся друг с другом лишь в самом конце романа.

Их сюжетные линии развиваются как бы параллельно, почти не пересекаясь, но по замыслу писателя они теснейшим образом соотнесены, как два противоположных решения центральной проблемы романа. Это не значит, конечно, что Левин и Анна противопоставлены друг другу, как положительный герой отрицательной героине. Рисуя их судьбы, Толстой подвергает самому пристальному анализу то общее в их социальной и индивидуальной психологии, что пытается преодолеть в себе Левин и против чего восстает нравственное чувство Анны. Она противостоит Левину не как грешница праведнику, а как человек трагической судьбы — человеку, нашедшему, как ему казалось, выход из подстерегавшей его трагедии.

Образ Левина может быть назван автобиографическим не столько в смысле частичного совпадения жизненных обстоятельств, сколько по сходству идейно-нравственных исканий, характерных для всех любимых героев Толстого на всем протяжении его творчества. Сначала интересы Левина сосредоточиваются в области практической помещичьей деятельности. Он начинает с того, чем кончил Николай Ростов в Эпилоге «Войны и мира». Но если Ростов полностью удовлетворен своими отношениями с крепостными, то Левин уже понимает всю ложность «игры» в доброго барина, благодетеля. Хозяйственная деятельность приносит ему лишь острое разочарование. Он не мог не ощущать справедливость слов своего брата Николая: «…ты не просто эксплуатируешь мужиков, а с идеею».

Из тяжелого состояния Левина, не раз уже думавшего о самоубийстве, выводит случайно услышанный им рассказ о старом крестьянине Платоне Фоканыче, который «для души живет. Бог помнит». Подобно тому как некогда Пьер Безухов был потрясен встречей с Платоном Каратаевым, так и теперь слова о «праведном старике» Платоне Фоканыче произвели в душе Левина «действие электрической искры». Ему кажется, что он нашел смысл жизни, что социальные проблемы можно решить с помощью религии, ибо найден «несомненный смысл добра». Очень характерно размышление Левина, что найденный им ответ на мучительные вопросы он узнал «не разумом, а это дано мне, открыто мне, и я знаю это сердцем, верую». Вывод Левина: «не для нужд своих жить, а для бога» не исчерпывает, не «перекрывает» всех трагических проблем, поставленных содержанием романа. Это лишь один из этапов трудного пути героев к постижению мира и истины.

Роман построен как резкое, непримиримое отрицание общества, в котором страдает и гибнет человек, не имеющий возможности добиться гармонической полноты существования. Острая постановка актуальнейших конкретно-социальных, психологических, философских вопросов явилась замечательным достижением Толстого-романиста. Много замечательных страниц в романе уделено описанию природы. Лучшие пейзажи с Левиным, что, как известно, у Толстого всегда является средством характеристики. Толстовские пейзажи отличаются глубокой правдивостью. Писатель не старается улучшить, приукрасить природу. Он находит прекрасное в самом ее богатстве и разнообразии и поэтому не боится так называемых антиэстетических деталей, подобных такому, например, описанию левинского поля:

* «Было то время года, когда присохшие, выветренные кучи навоза пахли по зорям медовыми травами…»

Психологический анализ в «Анне Карениной» углубляется, так как у героев нового романа меньше той простоты и ясности душевных движений, которые были характерны для героев «Войны и мира». Им в большей степени свойственны настроения тревоги, мрачных предчувствий, отражающие общую атмосферу зыбкости, неустойчивости жизни. Для передачи тончайших душевных движений Толстой широко использует в романе формы внутреннего монолога, спор двух голосов в душе героя и т. д.

Проблематика «Анны Карениной» подводила Толстого к идейному кризису, решительному перелому в его мировоззрении, который произошел у него на рубеже 70—80-х годов.

Похожие сочинения

  1. В чем трагедия Анны Карениной  Новое!
    Но ежели для истинной любви Страдание всегда необходимо, То, видно, уж таков закон судьбы. Научимся сносить его с терпеньем. В. Шекспир Трагичность женской судьбы — не новый мотив в русской литературе. До Л. Н. Толстого мы сопереживали пушкинской...смотреть целиком
  2. Мир Константина Левина  Новое!
    Роман Льва Николаевиҹа Толстого Анна Каренина, задуманный автором как произведение, решающее вопросы семьи и брака, постепенно дополняется вопросами социальными, общественными, нравственными. Толстой показывает жизнь пореформенной России во...смотреть целиком
  3. Смысл эпиграфа романа «Анна Каренина»  Новое!
    После окончания «Войны и Мира» Л.Н. Толстой продолжает интересоваться историей декабристов, затем, увлекаясь событиями начала века, думает писать исторический роман об эпохе Петра 1. В 70-е годы Л.Н. Толстой все чаще и глубже стал задумываться над...смотреть целиком
  4. Образ главной героини в романе Л. Толстого «Анна Каренина»  Новое!
    Есть в близости людей заветная черта, Ее не перейти влюбленности и страсти. А. Ахматова Перечитывая «Евгения Онегина», Лев Толстой подумал о том, что случилось бы с героиней, если бы она изменила мужу. Так, «благодаря божественному Пушки­ну»,...смотреть целиком
  5. Два Алексея  Новое!
    Тяжело больная Анна в бреду произносит: «...какая странная, ужас­ная судьба, что оба Алексея, не правда ли?» Любой писатель легко мог бы придумать для своих героев разные имена. Но автору «Анны Каре­ниной» для чего-то понадобилось сделать Каренина...смотреть целиком
  6. Можно ли помыслить о внутренних законах «Анны Карениной»
    Толстой последовательно ведет рядом истории Анны и Левина, и линии эти нигде не вытесняют одна другую. Писатель воссоздавал с максимальной напряженностью разные, во многом даже противоположные жизненные пути, стремясь установить, к чему же приведет,...смотреть целиком
  7. «Анна Каренина» в различных видах искусства  Новое!
    Интерес к роману Л.Н. Толстого «Анна Каренина» так велик во всём мире, что существует множество вариаций этого произведения, представленных в различных видах искусства. Есть среди них и те, которые заслуживают бесспорного внимания. Так,...смотреть целиком