Критическое освещение жизни у Толстого приобретает различные формы. Рисуя отрицательных героев, писатель чаще всего пользуется не методом сатирического заострения, а способом постепенного «накопления» определенных свойств и качеств, раскрывающих психологию, реальные мотивы поведения действующих лиц. В то же время образы, обладающие известной, а временами довольно сильной сатирической заостренностью, занимают немалое место в творчестве Толстого.

В «Войне и мире» параллельно развитию героической, семейной, бытовой линий мы встречаем образы, отличающиеся сатирической акцентировкой. Она проявляется в обрисовке людей, являющихся носителями рутины, формализма и доктринерства, в частности, незадачливых поенных стратегов Пфуля, Всйротера и других, а также и изображении своекорыстия, тщеславного эгоизма. Предприимчивость и своекорыстие карьериста выразительно очерчены в образе князя Василия Курапша, облекающего свои подлинные стремления в наряд светской элегантности и изящного скептицизма. Тщеславный эгоизм и устроительство отражены в образе Берга, страстно стремящегося достичь высокого положения в обществе, попасть в среду «избранных».

Образы, заключающие в себе сатирические черты, Толстой создает и в «Анне Карениной». К ним относятся Каренин, Лидия Ивановна, графиня Бетси Тверская, Кознышев и др. Если в изображении Бетси Тверской и Лидии Ивановны Толстой отразил нравственную опустошенность знати, то в образе Каренина писатель выделяет казенное восприятие явлений действительности, бюрократический способ мышления. Самые сложные вопросы жизни он пытается решить путем строгой казенной регламентации.
Сатирическая обрисовка «хозяев жизни» особой силы достигает в «Воскресении». Изображая нравственные искания Нехлюдова, Толстой отмечал, что герой его «всем существом почувствовал отвращение к своей среде, в которой он жил до тех пор, к той среде, где так старательно скрыты были страдания, несомые миллионами людей, для обеспечения удобств и удовлетворения малого числа, что люди этой среды не видели и не могут видеть этих страданий, и потому жестокости и преступности своей жизни». Внешнее великолепие, красота, аристократическая утонченность, отличающие жизнь верхов, — все это показано Толстым как фальшивое, ненастоящее.

Писатель развенчивает стремление господ представить себя носителями благородных принципов гуманности и добра. Это выразительно раскрывается в многочисленных образах людей, неуклонно стоящих на страже общественного порядка. Холодное равнодушие и презрение чиновных особ к судьбам простых людей рельефно отражены в сценах суда. Писатель сопоставляет здесь ничтожные интересы, пошлые, мелкие помыслы привилегированных вершителей судеб с трагедией простых людей; судьям совершенно чужда развертывающаяся перед ними человеческая драма; каждый из них спешит поскорее закончить скучную судебную процедуру для того, чтобы заняться своими, более «важными» делами.

Холодное равнодушие и презрение к. народу в среде «власть имущих» живет рядом с жестокостью. Главный принцип, которым руководствуется прокурор Бреве, — непреклонная суровость по отношению к тем, кто попадает в сферу его воздействия. Сочетание элегантности и цинизма, внешней культуры и глубоко враждебного отношения к народу выступает в образе сенатора Вольфа, человека, считающего себя средоточием различных добродетелей и в то же время творящего самые мерзкие преступления.
Толстой подверг сокрушительной критике все тогдашние государственные, общественные, экономические порядки, показав враждебность их народу.

Похожие сочинения

  1. Образ и характеристика главной героини романа «Анна Каренина»
    Первоначально «Анна Каренина» (1873—1877) была задумана Толстым как семейно-бытовой роман о неверной жене. В процессе работы замысел углублялся и расширялся. В центре внимания писателя оказались не только семейные, но и экономические социальные, общественные...смотреть целиком
  2. Проблемы брака и семьи в романе Толстого «Анна Каренина»  Новое!
    В 70-е годы Л. “Н. Толстой все чаще и глубже стал задумываться над проблемами брака и семьи. Окружающая действительность давала немало материалов для размышления над вопросами жизни семейной. В январе 1872 года бросилась под поезд на станции Ясенки Анна...смотреть целиком
  3. Мысль семейная (по роману "Анна Каренина")  Новое!
    Он говорил, ҹто задаҹа его сделать эту женщину только жалкой, и не виноватой. С. Толстая После оконҹания работы над романом Война и мир Лев Николаевиҹ увлекся проблемами семьи и брака. Окружающая его действительность...смотреть целиком
  4. Каренин и Вронский в романе Л. Толстого «Анна Каренина»  Новое!
    Таков уж свет: он там бесчеловечней, Где человечно-искренней вина. Ф. И. Тютчев Две силы есть — две роковые силы... Ф. И. Тютчев Судьба Анны Карениной связана с двумя мужчинами, не случайно названными одним именем. Алексей Александрович...смотреть целиком
  5. История написания романа «Анна Каренина»  Новое!
    Как и во всех других случаях, Толстому долго не давалось начало его романа. Одиннадцать раз начинал он «Анну Каренину», отбрасывая одну за другой не удовлетворявшие его страницы. В одном из ранних набросков Толстой дал роману заглавие «Молодец-баба»...смотреть целиком
  6. Нравственная и философская проблематика романа Л. Толстого «Анна Каренина»  Новое!
    Я человек, но так ли я велик, Но так ли безупречен, совершенен? В. Боков Сравнивая «Войну и мир» с «Анной Карениной», Л. Толстой заметил, что в первом романе он любил «мысль народную», а во втором — «семейную». Проблема семейных отношений всегда...смотреть целиком
  7. Центральный персонаж романа Толстого «Анна Каренина»  Новое!
    Прототипами для создания образа Каренина Толстому служили его хороший знакомый «рассудительный» С. М.Сухотин, переживший подобную семейную драму, и свояк писателя А. М.Кузминский. Принято считать, что фамилия персонажа «говорящая» и происходит от греческого...смотреть целиком