Эпиграф: Салон Анны Шерер был лишь мертвым островком посреди океана живой жизни. Мертвое море омывает небольшой островок живой жизни, которую олицетворяет образ Анны. Вспомним слова литературоведа В.Г Одинокова, на мысль которого, в романе “Анна Каренина” автор наделяет себя правом “вышестоящей инстанции”: меняет местами подсудимого и судей, реабилитирует и предъявляет обвинение, показывает отчуждение людей, субъективность и ограниченность их суждения, демонстрирует сложное многоголосие мыслей, взглядов… Вместе с тем старается остаться в стороне, лишь бы не навязывать своей мысли, но имеет эту мысль и четко придерживается ее. Сформулируем один из главных вопросов романа: виновна ли Анна? Констатируем, что автор в произведении подает противоположные системы оценок. Одна из них - ее оправдывает (Долли: “В чем же она виновата? Она хочет жить. Бог вложил нам это в душу. Очень может быть, что и я бы сделала то же”). Другая - осуждает: “Гадкая, отвратительная женщина, без сердца… дурная женщина” (княгиня Щербацкая). Итак, по разным оценкам, Анна Каренина - “грешница” и “праздника”.

Укажем, что в романе звучат мотивы мести, совести, покаяние в грехах, раскрываются темы: “Человекоубийцы” (Вронский убивает любовью; Каренин - ненавистью: генеральная репетиция смерти - роды), “Обществоубийцы” (трагедия Анны - трагедия одинокости в духовно опустошенном обществе). Достоверно, приходим к выводу, что Анна - настоящий человек, вне шаблона.

Установим диалогическую связь Левина и Анны (оба не могут примириться со злом). В ходе поиска ответа на главный вопрос произведения (”Виновна ли Анна?”) обратимся к эпиграфу, который сыграет определяющую роль в раскрытии главной мысли произведения: “Мнет отмщение, и Аз воздам”. Приведем разные варианты его толкования литературной критикой. Так, современник романа М. Громека выдвигает версию христианского обвинения главной героини: нельзя строить свое счастье на несчастье другого человека (”Анна забыла любовь и бога и умерла”). Поэтому образцом терпеливости для критика выступает в произведении Долли, которая была способна на “скромный и высокий подвиг любви без счастья”. Тем не менее в произведении мы не найдем авторского подтверждения этой мысли. Наоборот, мы найдем убедительные примеры уродливости жизни без счастья, родственных отношений без любви. Автор доказывает неестественность объединения двух антиподов - Анны и Каренина.

Толстой опосредованно доказывает несправедливость обвинений относительно того, что Анна отважилась на трагедию разрыва своей семьи ради “своей плоти”. Так как для нее любовь заключалась в стремлении жить всеми человеческими чувствами, жить в согласии с миром, его красотой, его правдой, любить весь мир и ощущать любовь мира к себе. Так как тогда Толстой вложил бы идею произведения в уста Алексея Александровича, который настаивал на том, что Анна имела бы получить “возмездие за свое преступление”. И целиком закономерно главная мысль романа совпадали бы с шутливой эпиграммой Некрасова:

Толстой, ты доказал с терпеньем и талантом, Что женщине не следует “гулять” Ни с камер юнкером, ни с флигель адъютантом, Когда она жена и мать. Нельзя Анну противопоставлять Долли. Так как не аскеза владеет душой Долли, а любовь к своему легкомысленному мужчине. Вместе с тем она прекрасно понимает ошибочность своих убеждений относительно смысла супружеской жизни только ради детей. Тем не менее по своей природе Долли не способна на бунт. Разве что мысленно. Толстой в изображении образа Долли использует яркую выразительную деталь, которая вступает у противоречие с сущностью жизни героини, ее мыслями и словами - “костлявые руки”, которые она все время нервно сжимает. Эти костлявые руки и говорят горькую правду о настоящей жизни Долли, что потеряла молодость в служении мужчине, который постоянно предавал ее и детей.
Так же, как и М. Громека, понял эпиграф и содержание романа А. В. Луначарский (”Ты так живи, чтобы никому не сотворить страданий. Если тебе самому нельзя добиться счастья иначе, как отдавив комуто лапу, - откажись от своего счастья”). Но в отличие от него Луначарский защищает Анну. Критик не соглашается с такой “контрреволюционной теорией”. “Нельзя страдания людей, совершенно неценных, совершенно ненужных, ставит в качестве страшного барьера против себя”.

Он, в первую очередь, возражает наличие в произведении любой “контрреволюционной теории”. Подруге, предъявляет обвинение Луначарского в механистическом отождествлении этики индивидуального поведения человека с этикой социального поведения класса. В отличие от М. Громеки, критик В. Вересаев в работе “Живая жизнь” выдвигает свой вариант осуждения Анны: “Анна изменила мужу, бросила сына и сделалась “потерянной женщиной… Достойный выход для Анны был только один: принять прощение мужа, задавить отвращение к нему и возвратиться в прежнюю ложь, мрак и узаконенный позор. Анна этого не сделала - и гибнет. Но люди не должны бросать в нее камнями. “Высший нравственный закон” и без того карает ее жестоко”.

Отголосок того, что Толстой считает гибель суровым и все же справедливым наказаниям для Анны Карениной, наблюдаем в литературоведении и до сих пор.

Так, на мысль современного русского критика - автора вступительной статьи к роману Л. Толстого “Анна Каренина” Александра Гулина, страсть, которая овладела Анной и заставила пойти на жертвы, не принесла желанного спасения, а подтолкнула героиню к пропасти. “Супружеская измена - всегда преступление”, - утверждает О. Гулин. Чувства, которое захватило Анну и Вронского, было преступным за своей сущностью из общечеловеческих и христианских позиций. Клеймо греховности тяготело над любовниками. “Страсть не имеет другой цели, как получение собственного удовлетворения”. Это чувство с самого начала было эгоистичным. “На страницах “Анны Карениной” дьявол - не языковая фигура, не метафора, а довольно реальная сила, которая борется с Богом за живую человеческую душу”. “Пожалуй, не только у Толстого, но и во всей мировой литературе невозможно найти ничего подобного этой картине крайней бесовской одержимости”.

Вместе с тем О. Гулин называет Анну Каренину только изменницей божьих законов, но и жертвой морального хаоса, которым был охваченный мир вокруг нее. Сохранить себя, удержаться на праведном пути было нелегко. Таким моральным примером, по мнению литературоведа, в романе выступает Долли, которая терпеливо и с любовью несла свой крест.

Левин - в определенной мере двойник Анны, на мысль Гулина, - на пути поисков: от атеиста - к религиозным верованиям. Относительно судьбы Левина, то роман имеет открытый финал. Подобьем итоги. Анну осуждали и осуждают за равнодушие к Каренину, за недостаточную любовь к Вронскому, так как критике тяжело отказаться от упроченного представления о наказании Анны как основы романа. Да и эпиграф в сочетании с гибелью героини будто обязует найти и доказать субъективную вину Анны. Для лучшего восприятия, понимание и запоминание этой информации следует занести ее в таблицу “Образ Анны Карениной в литературной критике” и в ходе анализа вместе с учениками поэтапно заполнять таблицу цитатами из произведения в подтверждение каждой из мыслей.

Похожие сочинения

  1. Жизненные искания Константина Левина(по роману Л. Н. Толстого «Анна Каренина»)
    Один из героев романа Л. Н. Толстого “Анна Каренина” Константин Левин явился новым образом в русской и мировой литературе. Это образ не “маленького”, не “лишнего” человека. По всему своему складу, содержанию мучающих его общечеловеческих вопросов, цельности...смотреть целиком
  2. Образ и характеристика Левина в романе «Анна Каренина»
    Решение сложных проблем семейной жизни героев произведения совершенно недвусмысленно оттеняется в «Анне Карениной» изображением поистине счастливой семьи крестьянина Ивана Парменова. Соответствующие страницы служат не только фоном, на котором яснее видна...смотреть целиком
  3. Героиня романа Л. Н. Толстого «Анна Каренина»
    Толстому хотелось написать роман о женщине из высшего общества, «потерявшей себя», вокруг которой легко сгруппировались многие мужские типы, будившие творческое воображение писателя. Во многом к реализации этого замысла Толстого подтолкнули мотивы пушкинского...смотреть целиком
  4. Трагизм противостояния личности обществу в романе «Анна Каренина»  Новое!
    «Анна Каренина» — одна из трех замечательных вершин в творчестве Льва Толстого. Роман этот является естественным переходом от «Войны и мира» к «Воскресенью». Толстого очень волновали вопрос современной действительности. Жизнь России 70-х годов отражается...смотреть целиком
  5. Каренин и Вронский в романе Л. Толстого «Анна Каренина»  Новое!
    Таков уж свет: он там бесчеловечней, Где человечно-искренней вина. Ф. И. Тютчев Две силы есть — две роковые силы... Ф. И. Тютчев Судьба Анны Карениной связана с двумя мужчинами, не случайно названными одним именем. Алексей Александрович...смотреть целиком
  6. «Анна Каренина» в различных видах искусства  Новое!
    Интерес к роману Л.Н. Толстого «Анна Каренина» так велик во всём мире, что существует множество вариаций этого произведения, представленных в различных видах искусства. Есть среди них и те, которые заслуживают бесспорного внимания. Так,...смотреть целиком
  7. Проблемы брака и семьи в романе Толстого «Анна Каренина»  Новое!
    В 70-е годы Л. “Н. Толстой все чаще и глубже стал задумываться над проблемами брака и семьи. Окружающая действительность давала немало материалов для размышления над вопросами жизни семейной. В январе 1872 года бросилась под поезд на станции Ясенки Анна...смотреть целиком