Психология страха - подспудной причины поступков героев - детально исследована Трифоновым в \"Доме на набережной\". Атмосфера тотального страха - лицо времени, о котором пишет автор. Острая зависть Глебова - обитателя Дерюгинского переулка - к тем, кто живет в Большом доме, порождает стремление ко всем недоступным благам. Социальная ущербность в обществе, претендующем на всеобщее равенство, принимает крайне уродливые формы. Однако Трифонов описывает не столько жажду комфорта, материального благополучия, сколько жажду власти, превосходства над другими, вырастающую из острого чувства ущемленности в обстановке растворенного в воздухе страха. Герой смотрит из окна Сониной квартиры сверху вниз, и этот ракурс становится своего рода метафорой в \"Доме на набережной\": \"Каждый день за завтраком видеть дворцы с птичьего полета! И жалеть всех людей, всех без исключения, которые бегут муравьишками по бетонной дуге там внизу!\"

В повести присутствует герой, которому Глебов явно анипатичен. Это автобиографический образ - мальчик, с детства обладавший тем, о чем с мучительной завистью мечтал Глебов, и с детства же лишенный этих земных благ. Его голос окрашивает в особые тона страницы повести, посвященные детству героев.

Дом на набережной, внешне монолитный и незыблемый, оказывается одним из самых зыбких и опасных мест. Поток времени безжалостно уносит его жителей, от некоторых не оставляя и следа: \"Никого из этих мальчиков нет теперь на белом свете. Кто погиб на войне, кто умер от болезни, иные пропали безвестно. А некоторые, хотя и живут, превратились в других людей\". Дом на набережной стал благодаря Трифонову символом эпохи, такой же монолитной снаружи и такой же зыбкой и опасной изнутри.

В столкновениях, которым подвергает героев время, выживают глебовы - люди \"никакие\", в совершенстве владеющие социальной мимикрией, способные приспосабливаться к любым обстоятельствам. \"Им некогда, - говорит о таких автор в начале повести, - они летят, плывут, несутся в потоке, загребают руками...\"

Усложненная композиция и полифонизм повествовательной структуры, сочетание объективности и субъективной оценки событий - эти особенности прозы Трифонова, ярко проявившиеся в повести \"Дом на набережной\", определили его переход к масштабно-историческому, романному мышлению.

Написанию романа \"Старик\" предшествовали глубокое и всестороннее историческое исследование проблемы, работа в архивах и библиотеках, встречи и беседы с очевидцами и участниками событий.

Трифонов вновь, спустя более 10 лет после \"Отблеска костра\", обращается к событиям революции и гражданской войны. Жестокая правда о происходившем тогда кажется откровением и сегодня, когда многое стало известно. Озлобление, зависть, месть и ненависть, едва прикрытые рассуждениями о классовой борьбе, определяют поведение героев романа - \"пламенных революционеров\" Шигонцева, Бычина, Браславского.

Символ костра (\"Отблеск костра\"), соединяясь с символом исторического потока, реки времени, безжалостно уносящей все в своем течении (\"Нетерпение\", \"Время и место\"), превращается в романе \"Старик\" в образ огненной лавы, кровавой пеной застилающей глаза: \"Свиреп год, свиреп час над Россией... Вулканической лав

Похожие сочинения

  1. Цикл «городских повестей» Трифонова
    Ставший впоследствии знаменитым цикл «городских повестей» Трифонова открывается повестью «Обмен» (1969). Это произведение еще несет в себе печать достаточно канонических форм жанра повести. Конфликт отчетлив и строг, его суть – столкновение двух систем...смотреть целиком
  2. Жизнь и время в творчестве Ю. Трифонова
    Вступление “Что вы считаете самым главным событием вашей творческой жизни?” - такой вопрос был задан Трифонову в интервью, опубликованном в марте за несколько дней до трагичной развязки. Подразумевалось: самое главное событие творческой биографии...смотреть целиком
  3. Революция обнаруживает и высоту человеческой природы и истребление духовных ценностей  Новое!
    «Нетерпение» Юрия Трифонова — роман высокого трагедийного накала. «Что такое история? На древнегреческом языке это слово означает расследование. Мне и хотелось написать расследование о Желябове, хотелось найти те корни, ту основу, которая стала в чем-то...смотреть целиком
  4. Трифонов Ю.В.
    ТРИФОНОВ Юрий Валентинович (28 августа 1925, Москва — 28 марта 1981, там же), русский писатель; одна из ключевых фигур литературного процесса 1960-х — 1970-х гг. Мальчик из Дома на наберженой Родился в семье большевика, крупного партийного...смотреть целиком
  5. Творческая судьба Юрия Валентиновича Трифонова  Новое!
    Творческая и личная судьба Юрия Валентиновича Трифонова вместила в себя самые крайние противоположности: Сталинскую премию за первую повесть "Студенты" (1950) - и признание А.И. Солженицына; необычайную читательскую популярность - и недопонимание,...смотреть целиком