Как известно из воспоминаний писателя, прототипом Инсарова был болгарин Катранов, студент филологического факультета Московского университета. Инсаров по-настоящему героическая натура, он лишен эгоизма, вся его жизнь полностью подчинена общественным интересам. Ничто не может заставить его отступить от намеченной цели, даже возможность личной мести он приносит в жертву общему делу. Это придает цельность и определенность его характеру.

Черты натуры И. рельефно вырисовываются при сравнении с другими персонажами романа — молодым ученым-историком Берсеневым и талантливым художником Шубиным, не способными принести родине практическую пользу: один занимается историей германского права, а другой ваяет вакханок и мечтает об Италии.

Упрямый и целенаправленный И. с честью проходит испытание любовью, которое до него оказывалось не под силу ни одному тургеневскому герою: он смело отвечает на чувства Елены Стаховой, не страшась ответственности за ее жизнь и каких-либо других препятствий. В их союзе ему принадлежит ведущая роль: именно с появлением И. в жизни Елены появляется цель.

При этом Инсаров единственный из центральных героев Тургенева, который соединился со своей возлюбленной и чье счастье заслуженно. Натура И. такова, что он вызывает симпатию и горячую привязанность даже у тех людей, которые могли бы его ненавидеть. Так, Берсенев, любящий Елену и знающий о ее любви к И., остается всецело преданным ему, ухаживает за ним во время его болезни.

Неожиданная смерть И. вносит в роман мотивы платы за счастье, трагизма человеческой жизни. Хотя он умирает не в схватке с турками, а на руках у жены в итальянской гостинице, влияние И. на Елену столь значительно, что после смерти мужа она отправляется в Болгарию продолжать его дело.

В образе И. Тургенев воплотил идею объединения всех сил ради блага родины. Между тем критика восприняла героя иначе. Н. А.Добролюбов в работе «Когда же придет настоящий день?» (1860) отвергал тургеневского героя, противопоставляя ему революционную программу «русских Инсаровых», которые должны бороться с внутренними турками», т. е., по мнению критика, почти с половиной русского общества. Такая трактовка образа И. стала причиной разрыва Тургенева с журналом «Современник». Недоброжелательные оценки исходили также из противоположного лагеря: например, М. И.Драган счел героя сухим и схематичным.

Наше время оказалось более милостивым к И. Этот образ, ставший достаточно популярным, неоднократно воплощался в кино и на сцене. В 1961 году в Ленинградском Малом оперном театре был поставлен балет «Накануне» на музыку И. Шварца (Инсаров — Боярчиков). На экране герой Тургенева появлялся в фильмах 1915, 1928, 1959 и 1985 годов.

Похожие сочинения

  1. Образ и характеристика Инсарова и Елены Стаховой в романе «Накануне»
    «Накануне» (1858). По словам самого автора, в основу его романа «положена мысль о необходимости сознательно-героических натур… для того, чтобы дело подвинулось вперед». Это первый роман, в котором утверждалось героическое начало и в котором центральную...смотреть целиком
  2. Стахова и Инсаров
    Художественное осмысление проблемы деятельного наҹала в ҹеловеке Иван Сергеевиҹ Тургенев дал в романе Накануне. В произведении заложена мысль о необходимости сознательно-деятельных натур для движения общества к прогрессу....смотреть целиком
  3. Образы демократов (по романам И.С. Тургенева «Рудин», «Накануне», «Отцы и дети»)
    Иван Сергеевич Тургенев — наш замечательный классик, создавший правдивую галерею русских характеров второй половины XIX века. Писатель хорошо чувствовал время, видел особенности современных ему героев. Будучи честным художником, Тургенев не приукрашивал...смотреть целиком
  4. Сочинение по роману Тургенева «Накануне»
    В начале 1860 г. Тургенев напечатал роман «Накануне». «Г. Тургенев — любимец русских читающих людей,— писал критик журнала «Русское слово»,— и они уже давно привыкли восторженно встречать каждое новое произведение его, полагая найти в нём ответ на заветные...смотреть целиком
  5. Образ Елены Стаховой в романе Тургенева «Накануне»
    Центральное место в романе занимает Елена Стахова. То, что в Наталье Ласунской под впечатлением речей Рудина принимало форму неясных благородных порывов, в Елене «определилось» как стремление к «деятельному добру», сочувствие всем страдающим и угнетенным....смотреть целиком