Центральное место в романе занимает Елена Стахова. То, что в Наталье Ласунской под впечатлением речей Рудина принимало форму неясных благородных порывов, в Елене «определилось» как стремление к «деятельному добру», сочувствие всем страдающим и угнетенным. Она смела и решительна. Для, того чтобы посвятить себя великому делу, она порывает со своей семьей, с друзьями, со всей привычной жизнью. Ради Инсарова Елена отвергает не только дельца Курнатовского, совершенно чуждого ей по характеру, но и симпатичного, хотя и легкомысленного художника Шубина, и преданного ей доброго и кроткого ученого Берсенева.

Выбор Елены символически показывал, какие люди нужны России. Она и сама является женщиной нового типа, не встречавшегося до этого в русской литературе. Елена не только подруга борца; после смерти мужа, оставаясь верной его памяти, делу всей его жизни, она становится сестрой милосердия, чтобы практически участвовать в борьбе болгарского народа. Сам Тургенев говорил, что «такие фигуры, как Елена и Инсаров, являются провозвестниками… новой жизни». Когда создавался роман «Накануне», такие люди только появлялись в России, а через несколько лет они стали главными героями эпохи. В одной из прокламаций народовольцев говорилось о героях романа «Накануне», что это «типы, которым подражала молодежь и которые сами создавали жизнь».

Но еще ни одно из них не было так злободневно, не ставило так остро главные вопросы эпохи, как роман «Накануне». И естественно, что различные общественные круги отнеслись к произведению по-разному. Передовая часть общества приветствовала роман, либералы и реакционеры были встревожены. Н. А. Добролюбов откликнулся на роман одной из своих лучших статей «Когда же придет настоящий день?», в которой высоко оценил актуальность романа. Развивая дальше мысль автора, Добролюбов разъяснил, что же должно последовать в тот день, кануном которого является время, описанное в романе. Этим днем должен стать день революции, когда русские Инсаровы освободят Россию от «внутренних турок», как назвал он угнетателей русского народа. Этот день должен наступить очень скоро, его с нетерпением ждет вся Россия. «И, во всяком случае, канун недалек от следующего за ним дня: всего-то какая-нибудь ночь разделяет их!..» — заканчивает критик свою статью.

Сам Тургенев был далек от таких решительных выводов. Познакомившись у цензора с текстом статьи Добролюбова, он потребовал от Некрасова не печатать ее в журнале «Современник». Некрасов очень любил Тургенева, ценил его как сотрудника журнала, но не мог уступить ему в таком принципиальном вопросе. Он видел, какое важное общественно-политическое значение будет иметь статья, и напечатал ее. (Правда, по требованию того же цензора статья вышла в урезанном виде и тон ее был смягчен) В то же время Чернышевский в рецензии на книгу американского писателя Н. Готорна «Собрание чудес» назвал Рудина карикатурой на известного русского революционера-анархиста М. А. Бакунина. Помещение в журнале статьи Добролюбова и рецензии Чернышевского Тургенев воспринял как личное оскорбление и официально заявил о своем отказе от сотрудничества в «Современнике». Такая болезненная реакция Тургенева на статьи, в которых ничего недоброжелательного по отношению к нему не было, объясняется более глубокими, политическими причинами — обострением разногласий между демократами и либералами в конце 50-х годов.

Хотя вместе с Тургеневым из редакции вышли и другие писатели-либералы, этот шаг обрек Тургенева на долгие годы трагического одиночества. Как честный художник, он продолжал правдиво изображать жизнь в своих произведениях, подвергаясь за это постоянным нападкам со стороны друзей-либералов, которые становились ему все более чужды. А с людьми, которых он уважал,— с революционными демократами — его разделяли политические разногласия. Это положение между двумя враждующими лагерями было мучительным. Раньше Тургенев жил то за границей, то дома, а с начала 60-х годов он почти все время живет за границей, лишь изредка приезжая в Россию. Писатель тосковал по родине, но дома чувство одиночества было еще тяжелее.

Как ни возмущался Тургенев статьей Добролюбова «Когда же придет настоящий день?», в душе он чувствовал правоту критика и позднее признал статью Добролюбова наиболее глубокой из всего, что появилось в печати в связи с выходом романа «Накануне»

Похожие сочинения

  1. Образы демократов (по романам И.С. Тургенева «Рудин», «Накануне», «Отцы и дети»)
    Иван Сергеевич Тургенев — наш замечательный классик, создавший правдивую галерею русских характеров второй половины XIX века. Писатель хорошо чувствовал время, видел особенности современных ему героев. Будучи честным художником, Тургенев не приукрашивал...смотреть целиком
  2. Роман И. С. Тургенева «Накануне». Елена Стахова и Инсаров
    Художественное осмысление проблемы деятельного начала в человеке Иван Сергеевич Тургенев дал в романе «Накануне». В произведении заложена «мысль о необходимости сознательно-деятельных натур» для движения общества к прогрессу. Инсаров же возвышается над...смотреть целиком
  3. Образ и характеристика Инсарова и Елены Стаховой в романе «Накануне»
    «Накануне» (1858). По словам самого автора, в основу его романа «положена мысль о необходимости сознательно-героических натур… для того, чтобы дело подвинулось вперед». Это первый роман, в котором утверждалось героическое начало и в котором центральную...смотреть целиком
  4. Пленительный женский образ в романе Ивана Тургенева «Накануне»  Новое!
    Главной героиней романа И. С. Тургенева «Накануне» является Елена Стахова. Эта девушка с раннего детства общалась с нищей девочкой Катей, жадно слушала ее рассказы о жизни «на этой божьей воле», представляла себя с посохом в руках. Она «жаждала деятельности,...смотреть целиком
  5. Образ Инсарова в романе Тургенева «НАКАНУНЕ»  Новое!
    Образ Инсарова, уход Елены для выполнения его «дела» — освобождения родины, все ее поведение не могли не быть расценены мыслящими читателями как призыв к подвигу во имя революционной борьбы за освобождение России ст «внутренних турок». Добролюбов со...смотреть целиком