В русской литературе существует ряд имен, без которых мы не можем представить себе существование всей
национальной культуры. Эти имена известны каждому, потому что, когда мы слышим их, у нас возникают четкие
ассоциации с произведениями, вошедшими в сокровищницу мировой литературы, со временем, в которое творили эти
великие люди. Одно из таких великих имен — Иван Сергеевич Тургенев.
Его произведения нельзя спутать ни с чьими другими, в них — индивидуальность автора, его характер,
мировоззрение, чувства и переживания. Писатель как бы доносит до нас события, новые течения в современной ему
жизни, пропуская их через призму собственных ощущений, взглядов на различные проблемы. В истинных шедеврах
Тургенева с большой психологической достоверностью раскрываются характеры героев. Писатель пытается
объяснить их поступки и мысли. Герои существуют неотрывно от окружающего мира, они тесно связаны с ним,
подвергаются его влиянию, проникаются новомодными идеями, а иногда и отвергают их после долгих поисков и ошибок.
Роман "Отцы и дети" (1862 г.) появился после разрыва автора с журналом "Современник" в "Русском вестнике".
Роман был опубликован в момент крайнего обострения общественной борьбы. В Петербурге вспыхнули студенческие
волнения, и начались массовые аресты. В городе начались пожары. Появление романа вызвало бурю. Многие
встретили роман враждебно. На Тургенева обрушились все — и из лагеря "детей", и из лагеря "отцов". Тургенев писал
Полине Виардо: "Я попытался представить конфликт двух поколений".
В романе показан новый тип передового деятеля-разночинца — демократа Базарова, "человека дела, а не фразы".
Базаров — человек из иного мира, из иной среды, чем сам писатель. Тургенев заметил появление новых людей,
называющих себя нигилистами. Писатель рассматривает это явление в разных аспектах. Казалось бы, и Базаров, и
Аркадий Кирсанов, и Ситников принадлежат к одному разряду людей, придерживающихся определенных принципов. Они
называют себя нигилистами. Но если вчитаться внимательнее, то становится понятным, что ни Аркадий, ни Ситников не
имеют своих убеждений, это временное увлечение модным течением, но не более того. Тургенев показал своего героя
одиночкой, который понимает, что их "нигилизм" — это жалкое подражание сильной личности. Тургенева не
удовлетворяли ни "отцы", ни "дети". Он не смог полюбить Базарова, но признал его силу и отдал ему дань уважения.
Тургенев не сочувствует ни одному из своих действующих лиц. Представители прошлого ("отцы") изображены с
беспощадной верностью. Они хорошие люди, но об этих хороших людях не пожалеет Россия. Базаров, человек сильный
по уму и характеру, составляет центр романа. Он представитель нового молодого поколения, в его личности
сгруппированы те черты, которые были присущи революционерам-демократам. Он практик, идеалов и авторитетов для
него не существует, потому что он не встречает себе равных и на все имеет свои собственные убеждения. "Я ничьих
мнений не поддерживаю, я имею свои", — полупрезрительно заявляет Базаров. По своим умственным запросам
Базаров выше окружающей его среды. Увлечение науками, стремление докопаться до сути, широкий кругозор,
критическое отношение к действительности и чувство собственного достоинства — вот характерные черты Евгения
Базарова. Критик Писарев поставил Базарова в один ряд с героем романа Чернышевского — Рахметовым. Базаров —
нигилист, но дальше этого он не пошел. Он считал, что на этом его функция кончена. Он говорит: "Сначала нужно место
расчистить, а строить будут другие". Взгляды Базарова, высказанные в спорах с Павлом Петровичем Кирсановым,
близки взглядам вождей революционной демократии, но он намного расходится с ними. Писарев писал о том, что
"базаровщина — это болезнь того времени, и ее надо выстрадать". Базаров, одержимый этой болезнью, отличается
замечательным умом и вследствие этого производит сильное впечатление на окружающих его людей. "У Печориных
есть воля без знания, у Рудиных — знания без воли, у Базаровых есть и знания, и воля, мысль и дела сливаются в одно
целое", — писал Писарев. По мнению Тургенева, Базаров рано пришел в жизнь, он бы мог сделать многое, но "умирает,
не сделав ничего". Есть в нем и отрицательные черты, в этом сказалась классовая ограниченность самого Тургенева.
Базаров сплошь и рядом отрицает вещи, которых не знает и не понимает. Поэзия, по его мнению, — ерунда, читать
Пушкина — потерянное время, заниматься музыкой — смешно, наслаждаться природой — нелепо. Любовь для Евгения
— это всего лишь физиологическая потребность. Жизнь вносит корректировку в его взгляды на любовь. Базаров
глубоко страдает после отказа Одинцовой, но от этого не становится мельче. Способность человека глубоко любить
Тургенев считал мерилом его ценности как личности. Тургенев многих своих героев подвергал испытанию любовью.
Базаров вступает в сферу утонченных переживаний, которых он раньше не принимал. От уверенности его не остается и
следа. Страсть целиком захватывает героя, но он находит в себе силы порвать с эгоистичной женщиной, несмотря на
трагичность этого разрыва. Отвергнутый, он все-таки одержал нравственную победу. После кончины Добролюбова
Тургенев сказал: "Жаль погибшей, напрасно потраченной силы". То же самое он сказал и о Базарове. В прощальных
словах умирающего Базарова заключен главный смысл его жизненного финала: "Я нужен России?.. Нет, видно, не
нужен..." Истоки страданий Базарова — преждевременность появления, отсутствие союзников, мучительное
одиночество. Тургенев писал своему другу: "Мне мечталась фигура сумрачная, дикая, большая, сильная, злобная, но
честная. И все-таки обреченная на гибель, потому что она стоит в преддверии будущего..." Подобная трактовка вполне
объясняет торжественный аккорд, завершающий историю "нового человека". Главный герой "Отцов и детей" не знал
компромиссов, не ведал эгоистического чувства самосохранения. В наше время перестройки жизни на такой тип
личности можно только равняться. Немаловажно для нас и другое. Базаров самоотверженно выступил против рутины
духовного застоя, мечтал об утверждении новых общественных отношений, новой культуры. Истоки, условия,
результаты его деятельности были, разумеется, другими. Но сама идея — переделать мир, душу человека, вдохнуть в
нее живую энергию дерзаний — не может не волновать сегодня. Проблемы, поставленные Тургеневым в романе,
всегда актуальны. Конфликт "отцов" с "детьми" — залог тех непрерывных изменений, в которых что-то ищет Бог, играя
сменой поколений...

Похожие сочинения

  1. Аркадий и Базаров (И.С. Тургенев "Отцы и дети")
    После выхода в свет в 1862 году роман Тургенева "Отцы и дети" вызвал буквально шквал критических статей. Ни один из общественных лагерей не принял новое творение Тургенева. Либеральная критика не могла простить писателю того, что представители...смотреть целиком
  2. Евгений Базаров — представитель нового времени
    Опубликованный в 1862 году роман И. С. Тургенева “Отцы и дети” незамедлительно привлек к себе внимание различных слоев русского общества благодаря описанию в нем жизни России 60-х годов XIX века. Это был период крайнего обострения общественной идейной...смотреть целиком
  3. Композиция и сюжет романа И. С. Тургенева «Отцы и дети»
    «Отцы и дети» Тургенева — это социально-психологический роман, в котором главное место отведено общественным коллизиям. Произведение построено на противопоставлении главного героя — разночинца Базарова и остальных персонажей. В столкновениях между Базаровым...смотреть целиком
  4. Авторская позиция и средства ее выражения в романе И.С. Тургенева "Отцы и дети"
    Роман "Отцы и дети" – одно из главных произведений Тургенева, в котором наиболее ярко отразились его взгляды на современную ему действительность. Однако свои взгляды Тургенев выражает не прямо: сквозь ткань повествования просматривается личное...смотреть целиком
  5. Путь к моему сердцу, или Дневник Евгения Базарова
    Сегодня я начинаю мой дневник, а впечатления после встречи с Николаем Петровичем самые обычные: это простой русский дворянин, искренне любящий и почитающий своего сына. Он придерживается старых взглядов, так что не представляет для меня большого интереса....смотреть целиком
  6. Образы Аркадия и Базарова в романе И.Тургенева "Отцы и дети"
    После выхода в свет в 1862 году роман Тургенева “Отцы и дети” вызвал буквально шквал критических статей. Ни один из общественных лагерей не принял новое творение Тургенева. Либеральная критика не могла простить писателю того, что представители аристократии,...смотреть целиком
  7. Главный композиционный приём «Отцов и детей»
    Главный композиционный приём «Отцов и детей» — антитеза, противопоставление. Тургенев так строит роман, что две борющиеся силы всё время находятся в центре внимания читателя. Особое место при этом отведено Базарову: в романе 28 глаз, и только в двух...смотреть целиком