После выхода в свет романа «Отцы и дети» вокруг него и его главного героя началась острая журнальная полемика. Чтобы внести какую-то ясность в спор, Тур­генев опубликовал статью «По поводу "Отцов и детей"», в которой говорил о прототипе Базарова: «В основание главной фигуры, Базарова, легла одна поразившая меня личность молодого провинциального врача. В этом за­мечательном человеке воплотилось то едва народившее­ся, еще бродившее начало, которое потом получило на­звание нигилизма».

Тургенев так вспоминал свою первую встречу с докто­ром Дмитриевым: «Я ехал из Петербурга в Москву... Он сидел против меня. Говорили мы мало, о пустяках. Он распространялся о каком-то средстве против сибирской язвы. Его мало интересовало, кто я, да и вообще литера­тура. Меня поразила в нем базаровская манера, и я стал всюду приглядываться к этому нарождающемуся типу».

Так возник образ Базарова. И когда впоследствии критики упрекали автора, что он показал своего героя однобоко, нелицеприятно, как циника, Тургенев оправ­дывался таким образом: «Рисуя фигуру Базарова, я ис­ключил из круга его симпатий все художественное, я придал ему резкость и бесцеремонность тона — не из нелепого желания оскорбить молодое поколение, а про­сто вследствие наблюдений над моим знакомцем, док­тором Дмитриевым и подобным ему лицам».



Базаров получил некоторые черты и от другого зна­комого Тургенева — Николая Успенского. Встречу с ним Тургенев описал в письме Аиенкову в январе 1861 года: «На днях здесь приехал человеконенавидец Успенский и обедал у меня. И он счел долгом бранить Пушкина, уверяя, что Пушкин во всех своих стихах только и де­лал, что кричал: «На бой! На бой! За святую Русь!» Можно вспомнить, что в 21-й главе романа Базаров го­ворит о Пушкине: «Помилуй, у него на каждой страни­це: «На бой, на бой! За честь России!»

Базаров был задуман Тургеневым как предшествен­ник будущих революционных поколений, но сам Турге­нев в революцию не верил, и потому он не мог рассмат­ривать ее провозвестника жизнеутверждающе, оптими­стично. В представлении Тургенева то дело, за которое боролся Базаров, должно было потерпеть крах, и пото­му честный, сильный и умный борец за обреченное на провал дело казался автору трагической фигурой. Тур­генев считал, что Базаров — временное явление пере­ходной эпохи. При всех своих хороших качествах — уме, силе воли, честности, трудолюбии — он обречен исто­рией. И потому не случайно, что в конце романа База­ров погибает. Не только революционеры казались либе­ральному Тургеневу трагическими одиночками, но ре­волюционное движение вообще представлялось ему бесперспективным, заведомо обреченным на провал. Тургенев не видел оптимистической перспективы для той социальной силы, которую представлял Базаров. А то, что его герой — революционер, у автора не было никакого сомнения. В письме Случевскому в апреле 1862 года он писал о Базарове: «И если он называется нигилистом, то надо читать революционером».

Отношение Тургенева к своему герою было двойствен­но, а порой и противоречиво. Автору импонировали в Ба­зарове его ум, сила духа, вера в торжество той идеи, кото­рой служит, но, с другой стороны, он не мог разделять нигилистического отношения к культурному наследию прошлых веков, его резкости, а порой и цинизма. Турге­нев не может ни окончательно осудить Базарова, ни все­цело стать на его сторону. Не может не потому, что мало­душно хитрит или не знает, что такое Базаров и базаров­щина, а потому, что не в силах разобраться в своем крайне противоречивом, но искреннем отношении к новому об­щественному явлению.

Сам Тургенев ненавидел крепостное право, считая его своим кровным врагом, и дал клятву бороться с ним всю свою жизнь; он был противником общины и круговой поруки, отстаивал все формы просвещения и европеиза­ции России, и в этом плане автор во многом смыкался со взглядами своего героя. «За исключением воззрений на художества, — я разделяю почти все его убеждения», — отзывался автор о Базарове. Но при всем при этом Турге­нев хотел объективно разобраться и показать недостатки людей базаровского типа. Эту черту подметил критик Писарев и так отозвался о ней: «Создавая Базарова, Тур­генев хотел разбить его в прах и вместо того дал ему полную дань справедливого уважения. Он хотел сказать: наше молодое поколение идет по ложной дороге, и ска­зал: в нашем молодом поколении вся наша надежда».

Похожие сочинения

  1. Композиция и сюжет романа И. С. Тургенева «Отцы и дети»
    «Отцы и дети» Тургенева — это социально-психологический роман, в котором главное место отведено общественным коллизиям. Произведение построено на противопоставлении главного героя — разночинца Базарова и остальных персонажей. В столкновениях между Базаровым...смотреть целиком
  2. Базаров, нигилист, представляет «новых людей»
    Написание романа «Отцы и дети» совпало с важнейшими реформами 19 века, а именно отменой крепостного права. Век знаменовал собой развитие промышленности и естественных наук. Расширилась связь с Европой. В России стали принимать идеи западничества. «Отцы»...смотреть целиком
  3. Базаров и Аркадий. Сравнительная характеристика.
    В 1862 году Тургенев пишет роман “Отцы и дети”. В этот период намечается окончательный разрыв между двумя общественными лагерями: либеральным и революционно-демократическим. В своем романе Тургенев показал человека новой эпохи. Это демократ-разночинец...смотреть целиком
  4. Одинцова
    Одинцова Анна Сергеевна – аристократка, которую полюбил Базаров. В О. проявляются черты, свойственные новому поколению дворян: отсутствие снобизма и высокомерия, свобода суждений и демократизм. О. умна и горда. Ее умерший старик-муж оставил О. огромное...смотреть целиком
  5. О ЧЕМ СПОРИЛИ Е. БАЗАРОВ И П. П. КИРСАНОВ В РОМАНЕ И. С. ТУРГЕНЕВА "ОТЦЫ И ДЕТИ"?
    Одна из важнейших черт творчества Тургенева - желание разобраться во всем, что происходит в стране. Ярким романом, отразившим целый этап в историческом развитии России второй половины XIX века, явился роман "Отцы и дети". Название произведения...смотреть целиком
  6. Полемика с Антоновичем о Базарове
    Роман И. С. Тургенева «Отцы и дети» сразу же после выхода в свет вызвал большое количество откликов. Достоевский и Майков прислали Тургеневу в Париж «восторженные» письма, Писемский — «критическое», Анненков — «умеренное». В Петербурге вокруг нового...смотреть целиком
  7. Любовь в жизни Базарова и семьи Кирсановых
    Творчество великого русского писателя Ивана Сергеевича Тургенева— это гимн высокой, вдохновенной, поэтической любви. Достаточно вспомнить романы “Рудин”, “Дворянское гнездо”, “Накануне”, повести “Ася”, “Первая любовь” и многие другие произведения. Любовь...смотреть целиком