Страница: [ 1 ]  2  

Самые замечательные произведения русской литературы ХIХ века отличаются постановкой важнейших социальных, философских, этических вопросов своего времени. Богатство проблематики составляет одно из главных качеств, характерных для русской литературы. Оно наглядно проявляется в заглавиях произведений, часто выражающих в условной, обобщенной форме суть поднимаемых проблем. Основную группу составляют заглавия, заключающие в себе антитезу: «Война и мир», «Преступление и наказание», «Волки и овцы». К этой группе относится и роман И.С. Тургенева «Отцы и дети».

Проблема взаимоотношения поколений отразилась в творчестве многих русских писателей как ХIХ, так и ХХ веков, при этом каждый из писателей по-своему видел этот конфликт и его участников. Так, например, в комедии А.С. Грибоедова Чацкий, представитель «века нынешнего», выразитель прогрессивных идей, вступает в конфликт с консервативным фамусовским обществом и его устоями «века минувшего». Так же и в «Грозе» А.Н. Островского молодежь является светлым лучом в «темном царстве» отживающих свой век самодуров. М.Ю. Лермонтов, напротив, в уходящем поколении видел то лучшее, что не находил в современниках.

Общим же во многих случаях изображения разными писателями этого конфликта было то, что он оказывался вызван различием жизненных принципов или политических воззрений сторон. В конфликте романа Тургенева «Отцы и дети» нашел отражение антагонизм дворянских либералов и демократов шестидесятых годов ХIХ века, связанный прежде всего с образами Павла Петровича Кирсанова и Евгения Базарова. Именно развитие их взаимоотношений во многом определяет сюжетное движение романа и раскрытие его основной идеи, связанной с идейно-политической борьбой той эпохи и проблемой поколений, так или иначе вовлеченных в эту борьбу.

Первое столкновение между этими героями возникает в пятой главе, хотя появляются они несколько ранее. Базарова мы видим на первых страницах романа и можем уже составить о нем определенное представление, когда в четвертой главе знакомимся с Павлом Петровичем. Нарисованные Тургеневым портреты обоих героев ярко контрастны.

Во всем облике Павла Петровича все «необыкновенно правильно», изящно, законченно; в провинциальном помещичьем доме он сохраняет привычки аристократа. В Базарове же автор подчеркивает демократические черты, простоту и некоторую грубоватость. Полной антитезой портрету Базарова, нарисованному в 1 главе, является портрет Павла Петровича.

Если у Евгения лицо «длинное», лоб «широкий», волосы «длинные и густые», то у Павла Петровича черты словно выведены «тонким и легким резцом», а «коротко стриженные волосы отливали темным блеском, как новое серебро». В его облике видна не «самоуверенность и ум», как у Базарова, а «красота замечательная». Он не высокого, как Базаров, а среднего роста, и рука у него не «красная», а «красивая… с длинными розовыми ногтями». В противоположность «одежонке» Базарова («длинный балахон с кистями») Павел Петрович одет в «темный английский сьют, модный низенький галстух и лаковые полусапожки».

Различие между героями проявляется и в их поведении. Мы узнаем, что «за ужином … Базаров почти ничего не говорил, но ел много». Павел Петрович вообще «никогда не ужинал». Приехав к Кирсановым со своим приятелем Аркадием, Базаров «заснул скоро», но зато поднялся, как обычно, раньше всех и сразу же приступил к работе. Мы видим, как набрав лягушек для опытов, он проходит мимо террасы в полотняном пальто и панталонах, запачканных в болотной грязи и тине. Дядя Аркадия Павел Петрович, встретив в доме приехавших из Петербурга молодых людей, «сидел далеко за полночь в своем кабинете», читая и размышляя, вспоминая прошлое. К завтраку он вышел в «изящном утреннем, в английском вкусе» костюме и «маленькой феске», которая вместе с «небрежно повязанным галстучком» намекала «на свободу деревенской жизни».

Такие антитезы во внешних подробностях подготавливают читателя к идейному столкновению героев. Оба они настроены враждебно по отношению друг к другу. «И.. подбородок так аккуратно выбрит … ведь это смешно?» – с иронией замечает Базаров. «Прежде были гегелисты, а теперь нигилисты. Посмотрим, как вы будете существовать в пустоте…», – в тон ему отвечает Павел Петрович.

В разговоре за завтраком эта скрытая до поры до времени неприязнь переходит в явное стремление уязвить противника. Даже Аркадий миролюбиво говорит: «Послушай, Евгений, ты уже слишком резко с ним обошелся … Ты его оскорбил». Павел Петрович, стремясь выяснить основы нигилизма по отношению к «авторитетам», к искусству, «науке вообще», «В людском быту принятых постановлений», получает «дерзкий» отпор. Его возмущает «совершенная развязность» Базарова, тот воспринимает снисходительный тон собеседника-аристократа как неуместный «допрос».

За две недели пребывания Базарова в Марьино Павел Петрович его «всеми силами души своей возненавидел» как «гордеца, нахала, циника, плебея». В таком настроении он ожидает «схватки с этим лекарем», поводом к которой стал отзыв Базарова об одном из соседних помещиков: «Дрянь, аристократишко». Во втором споре героев высвечивается суть их разногласий. Они имеют социальную основу.

Если для Павла Петровича важна прочность «основания … общественного здания», то нигилист Базаров готов к его разрушению. Считая это исторической задачей своего поколения, он готов даже идти «против народа», точнее – его заблуждений и суеверий, патриархальной нравственности, национальных устоев, успевших, с его точки зрения, во многом устареть. Для Павла Петровича, напротив, интересы народа являются, как он утверждает, высшей ценностью, но по сути в своем мировосприятии он не идет дальше либерализма и требования уважения к личности. Если во времена его молодости эти «принсипы» были показателем прогрессивности, то теперь они взывают «полное и беспощадное отрицание» у молодого поколения нигилистов, как и любое существующее «постановление в современном … быту, в семейном или общественном».

Казалось бы, конфликт героев теперь обозначился как непримиримое противоречие, а сами они выглядят как полные антиподы. Но особенностью развития конфликта романа «Отцы и дети» является то, что две противоположные позиции – нигилиста Базарова и либерала Павла Петровича Кирсанова – оказываются сопоставимы по степени их догматичности, односторонности и узости, отклонения от естественной нормы человеческой жизни, а следование им приводит каждого из «антиподов» к одному и тому же финалу – трагическому одиночеству. Конечно, для Базарова и Павла Петровича этот финал реализуется по-разному (Базаров умирает, а Павел Петрович живет в Англии, хотя писатель подчеркивает, что некогда бравый боец с нигилистом стал похож на мертвеца), но тем не менее у этих героев появляется и определенное сходство.

На первый взгляд, кажется, что последнее – третье – столкновение Базарова и Павла Петровича, которое привело к дуэли между противниками, окончательно разводит их по разные стороны. Правда, несколько настораживает то, что, в отличие от предыдущих, это столкновение не связано с идейной борьбой – оно вызвано чисто личными причинами. Ненависть, которую испытывал Павел Петрович к нигилисту, «нисколько не уменьшилась», когда Аркадий вновь привез друга в Марьино – просто выяснять оппонентам было уже нечего, вот они и прекратили словесные баталии. Зато теперь их вражда привела ко вполне определенным действиям.

Павел Петрович стал невольным свидетелем несколько развязанного и двусмысленного поведения Базарова по отношению к Фенечке, в которую тайно влюблен сам. Как и положено дворянину старой закалки, он вызывает Базарова на дуэль. Как бы пародийно она не выглядела, Павел Петрович решил «драться серьезно» – и Базаров дал согласие на участие в дуэли, хотя он, как истый демократ, конечно, ее не признает. Но, как и Павел Петрович, Базаров никогда не допустит оскорбления своей личности и, если речь идет о защите своей чести, то пусть это даже связано с «пережитками прошлого», но главное – чтобы гордость не пострадала.




На дуэли оба противника ведут себя вполне достойно.


Страница: [ 1 ]  2  

Похожие сочинения

  1. Проблема отцов и детей в романе И. С. Тургенева
    Проблему отцов и детей можно назвать вечной. Но особенно она обостряется в переломные моменты развития общества, когда старшее и младшее поколения становятся выразителями идей двух разных эпох. Именно такое время в истории России — 60-е годы XIX века...смотреть целиком
  2. БАЗАРОВ И РАСКОЛЬНИКОВ
    Из всех изученных нами литературных образов два написаны наиболее ярко - это Евгений Базаров и Родион Раскольников. Сочинение по роману Ф.М. Достоевского "Преступление и Романы, в которых появились эти герои, вышли соответственно в 1863 и 1866...смотреть целиком
  3. Тургенев «Отцы и дети»
    Философские взгляды Базарова и их испытания жизнью В романе И.С. Тургенева « Отцы и дети» изображена Россия конца пятидесятых годов девятнадцатого века, время, когда демократическое движение только-только набирает силу. И в результате этого возникает...смотреть целиком
  4. Способы раскрытия образа Базарова в романе И. С. Тургенева "Отцы и дети"
    В романе “Отцы и дети” нашла отражение пореформенная эпоха русской жизни в середине XIX века. В это время в России шла упорная общественно-политическая борьба между буржуазно-дворянскими либералами и разночинцами-демократами. Демократы стояли за коренные...смотреть целиком
  5. Контекст романа «Отцы и дети»
    есмотря на несомненную оригинальность романа «Отцы и дети», мы не можем не обратить внимание и не провести параллели с произведениями других авторов, а также не отметить связь романа со всей мировой мифологией. Роман Тургенева чрезвычайно символичен. Например,...смотреть целиком
  6. Особенности психологизма романа Тургенева «Отцы и дети»  Новое!
    Тургенев справедливо считается лучшим стилистом русской прозы ХIХ века и тончайшим психологом. Как писатель, Тургенев прежде всего «классик» – в самых разнообразных смыслах этого слова. «Классичность» соответствовала самому духу его творчества. Лучшие...смотреть целиком
  7. Характеристика образа Кукшиной Авдотьи Никитишной  Новое!
    Кукшина Авдотья (Евдоксия) Никитишна — эмансипированная помещица, псевдонигилистка, подражающая самым крайним проявлениям современного радикализма (интересуется «женским вопросом» и естественными науками, презирает либералку Жорж Санд за «отсталость»...смотреть целиком