Роман «Отцы и дети» И. С. Тургенева был написан в сложную для России эпоху, в 1861 году. Время его действия 1855-1861 годы — период, когда закончи­лась проигранная Россией война с Турцией, на смену умершему Николаю I пришел Александр II.

Базаров — разночинец. Роман открывается карти­нами предреформенной деревни: «Места, по которым они проезжали, не могли назваться живописными... Попадались и речки с обрытыми берегами, крошеч­ные пруды с худыми плотинами, и деревеньки с низ­кими избенками под темными, часто до половины разметанными крышами, и покривившиеся моло­тильные сарайчики с плетенными из хвороста стена­ми и зевающими воротищами возле опустелых гумен, и церкви, то кирпичные с отвалившеюся кое-где шту­катуркой, то деревянные с наклонившимися креста­ми и разоренными кладбищами... Как нарочно, му­жички попадались все обтерханные, на плохих кля­чонках; как нищие в лохмотьях, стояли придорожные ракиты с ободраной корой и обломан­ными ветвями; исхудалые, шершавые, словно обгло­данные, коровы жадно щипали траву по канавам. Ка­залось, они только что вырвались из чьих-то грозных, смертоносных когтей — и, вызванный жалким видом обессиленных животных, среди весеннего красного дня, вставал белый призрак безотрадной бесконечной зимы с ее метелями, морозами и снегами...». И это об­ращение автора к картинам природы не случайно. Читатель видит повсюду разруху и запустение; нище­ту и бесхозяйственность. И даже Аркадий признает, что в деревне «преобразования необходимы». Речь идет о реформе 1861 года, которая по сути своей ниче­го в положении крестьян не изменила.

Из всех героев Базаров ближе всего к народу. Он не раз на протяжении романа подчеркивает свое «разно­чинское» происхождение, называет себя лекарем, ле­карским сыном. Разговаривая с Павлом Петровичем Кирсановым он «с надменною гордостию отвечает»: «Мой дед землю пахал... Спросите любого из ваших же мужиков, в ком из нас — в вас или во мне — он ско­рее признает соотечественника. Вы и говорить-то с ними не умеете».

Базаров прав. Павел Петрович не только разгова­ривать не умеет с ними, но и управлять своими мужи­ками не умеет...

М. Горький писал: «В отношениях Базарова к про­стому народу надо заметить, прежде всего, отсутствие всякой вычурности, всякой сладости. Народу это нра­вится, и потому Базарова любит прислуга, любят ре­бятишки, несмотря на то, что он с ними вовсе не мин­дальничает и не задаривает их ни деньгами, ни пряни­ками... У мужиков лежит сердце к Базарову, потому что они видят в нем простого и умного человека, но в то же время этот человек для них чужой, потому что он не знает их быта, их потребностей, их надежд и опасений, их понятий, верований и предрассудков». Нельзя не согласиться с мнением М. Горького. База­рова на самом деле любят в доме Кирсановых: «Все в доме привыкли к нему... Слуги также привязались к нему, хотя он над ними подтрунивал: они чувствова­ли, что но все-таки свой брат, не барин. Дуняша охот­но с ним хихикала и искоса, значительно посматрива­ла на него, пробегая мимо «перепелочкой»; Петр, че­ловек крайне самолюбивый и глупый... — и тот ухмылялся и светлел, как только Базаров обращал на него внимание; дворовые мальчишки бегали за «дох-туром», как собачонки».

Положение крестьян вызывает в Базарове не уми­ление, а гнев; герой трезво оценивает народ: видит не­образованность, суеверие, забитость и недовольство. В отличие от взглядов Павла Петровича Кирсанова, который с умилением называет народ патриархаль­ным, набожным, но который, разговаривая с мужи­ками, нюхает одеколон. Оба брата Кирсановы, явля­ясь помещиками, не умеют вести хозяйство, не могут наладить дела в своем имении: «Недавно заведенное на новый лад хозяйство скрипело, как немазаное ко­лесо, трещало, как домоделанная мебель из сырого де­рева» . И если Николай Петрович хоть как-то пытался навести порядок, то Павел Петрович всячески укло­няется от какого-либо участия в хозяйственных де­лах, ограничиваясь лишь денежной помощью. При этом он относит себя к тому слою населения, который представляет основную общественную силу — к ари­стократии. Он не понимает, что ведет паразитический образ жизни: не делая абсолютно ничего полезного и видя сохранение чувства собственного достоинства в том, что носит английский костюм и содержит ногти в безукоризненном состоянии. Как заметил Базаров, «не шутя воображает себя дельным человеком, пото­му что читает Галиньяшку и раз в месяц избавит му­жика от экзекуции».



Ярким свидетельством связи с народом служит речь героев. Павел Петрович использует много ино­странных слов, намеренно их искажает, произносит на свой манер («принсипы», «эфтим»). Для речи База­рова характерны простота, меткость и точность выра­жений, множество пословиц, поговорок («песенка спета», «от копеечной свечи Москва сгорела», «слы­хали мы эту песню много раз», «туда и дорога»).

Базаров честно хочет помочь народу: «Хочется с людьми возиться, хоть ругать их, да возиться с ними». Но доказательством тому, что Евгений все же не совсем понимает потребности крестьян, может служить сцена разговора Базарова с мужиком в имении отца, после которого мужик отзывается о нем: «...так, болтал кое-что; язык почесать захотелось. Известно, барин; разве он что понимает». А автор добавляет: «Увы! Пре­зрительно пожимавший плечом, умевший говорить с мужиками Базаров... и не подозревал, что в их глазах был все-таки чем-то вроде шута горохового...»

Мы видим, что Базаров одинок. Его не понимают в семье Кирсановых, отвергает Одинцова, с родителями ему самому неинтересно; последним становится отсе­чение от народа. В чем же причина его одиночества? Базаров — представитель раннего революционе­ра-разночинца, один из первых в своем деле, а людям нового поколения всегда трудно, потому что они пер­вые.

Сознание народа еще не доросло до понимания идеи разночинцев-нигилистов, и Базаров сам в фина­ле это понимает. Умирая, он говорит: «...Я нужен Рос­сии... Нет, видно, не нужен...»

Однако И. С. Тургенев видит обреченность своего героя не в неумении найти общий язык с мужиком У него нет положительной программы, он только отри­цает; внутренний конфликт героя - еще одна причи­на. Но даже перед смертью герой остается таким, ка­ким был всегда: сомневающимся, не боящимся быть слабым, возвышенным, умеющим любить, и в этом заключается его неповторимость.

Похожие сочинения

  1. Роль и место любовных историй в романе И. Тургенева "Отцы и дети"  Новое!
    Роман И. С. Тургенева "Отцы и дети" был написан в 1861 году - в том время, когда менялись вековые устои России. Одной из тем произведения является вечная тема любви. В романе мы видим яркие любовные истории: историю любви Павла петровича...смотреть целиком
  2. Тургенев «Отцы и дети»
    Философские взгляды Базарова и их испытания жизнью В романе И.С. Тургенева « Отцы и дети» изображена Россия конца пятидесятых годов девятнадцатого века, время, когда демократическое движение только-только набирает силу. И в результате этого возникает...смотреть целиком
  3. Тема любви в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети»
    Роман И. С. Тургенева «Отцы и дети» как нельзя лучше раскрывает умение писателя угадывать «новые потребности, новые идеи, вносимые в общественное сознание». Носителем этих идей в романе выступает демократ-разночинец Евгений Базаров. Оппонентом героя...смотреть целиком
  4. Образ Кирсанова в романе "Отцы и дети"
    Павел Петрович Кирсанов, человек с «щегольски-сухой» душой. Сын боевого генерала 1812 г., он окончил Пажеский корпус, и его ожидала блестящая военная карьера. Неудачная любовь к женщине с «загадочным взглядом», княгине Р., перевернула всю его жизнь....смотреть целиком
  5. Что такое «базаровщина»  Новое!
    «Он в своих произведениях обыкновенно обращал внимание на вопрос, стоявший на очереди и уже смутно начинавший волновать общество»,— так писал о Тургеневе Добролюбов, характеризуя необыкновенную способность писателя откликаться на «злобу дня». Именно...смотреть целиком
  6. “Учитель” и “ученик”
    В своем романе “Отцы и дети” И. С. Тургенев, помимо прочих тем, поднимает и тему, если можно так выразиться, ложного ученичества. С первых страниц произведения мы знакомимся с двумя “добрыми приятелями”, как называет себя с Базаровым Аркадий Кирсанов....смотреть целиком
  7. Своеобразие конфликта в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети»  Новое!
    И. С. Тургенев принадлежит к тем уникальным художникам, которые способны в повседневной жизни уловить дыхание времени, разглядеть социальные и вечные конфликты эпохи, запечатлев их в своих произведениях. В значительной степени это относится к роману...смотреть целиком