Тургенев в своих оценках диалектичен, недостатки его героев — продолжение их достоинств. Так, последовательность базаровского отрицания, по мысли писателя, говорит и о силе, и о слабости новых людей. Смелость критической мысли, направленной на незыблемые авторитеты, отказ от пиетета перед лежащими вне человека общими идеями (религия, государство, нравственные принципы), безусловно, вызывает глубочайшее уважение автора. Максимализм Базарова свидетельствует об огромных силах натуры, о титанических возможностях его личности, о том, что в среде новых людей Тургенев увидел ту самую «сознательно-героическую натуру», которую он упорно искал в русской действительности. Последовательность отрицания, исключительная бескомпромиссность заставляет Базарова быть предельно честным с самим собой. С той же беспощадностью. крушит он собственные, слабости: «Решился все косить — валяй и себя по ногам».

Отвергая действительно заслуживающее отрицания, Базаров замахнулся на вечные ценности: любовь, эстетическое чувство, на то, что, по мысли Тургенева, составляет истинную красоту жизни. Базаров неизбежно вступает в конфликт с самой человеческой природой, неотъемлемыми свойствами которой Тургенев считает любовь и поэзию. И поэтому писатель считает, что Базаровы лишь отчасти соответствуют потребностям общественного движения, «расчищая место».

Сам Базаров утверждает, что его направление соответствует интересам национального развития: «Вы порицаете мое а кто вам сказал, что оно во мне случайно, что. оно не вызвано самым народным духом, во имя которого вы так ратуете?» Л как думает Тургенев? Считает ли он Базарова выразителем народного духа»? С одной стороны, герой гордится своим демократическим происхождением, легко находит общий язык с простыми людьми, не только верит в силу народа, но именно потому и критикует слабые стороны народного сознания. С другой стороны, он оказывается в глазах мужика чем-то вроде шута горохового, чувствует неловкость перед мужиком, занятым делом, «видит, ЧТО парод в массе своей не понимает собственных интересов (сам себя не понимает») и не поддерживает демократическую интеллигенцию»

Поэтому в Базарове соединились готовность К делу и сомнение в его целесообразности; вера в возможности человека и основанное на ней желание «возиться с людьми» и мысль о том, что, «какую клевету ни взведи на человека, он, и сущности, заслуживает в двадцать раз хуже того»; горделивое заявление «нас не так мало, как вы думаете» и принципиальное одиночество не только в среде Кирсановых; титанические возможности натуры и трагическая обреченность. В понимании Тургенева практически осуществимыми оказываются как раз начинания таких героев, которые не способны подняться до высше-|п уровня человечности (Лежнев, Берсенев, Аркадий). Напротив, героические натуры, максималисты, предъявляют к жизни такие неизмеримые требования, осуществить которые невозможно. Удовлетворить Базарова — человека не верящего в гармонию! — могла бы только наступившая повсеместно полная гармония».






Тургенев мерит своего героя не практическим претворением его идей. Для него важно, что Базаров утверждает право человека самому выбирать свой путь, не полагаясь на готовые принципы, подвергать все критике, верить только в добытое опытом и разумом. Вот в этом-то свойстве его мировоззрения коренится богатая возможность вызвать учащихся на откровенный разговор не только о личности Базарова и воплощении в нем воззрений революционеров 60-х годов, но и о понимании Тургеневым смысла человеческой деятельности и нашем современном отношении к его идеалам.
Прояснению этой стороны содержания романа могут помочь размышления такого» характера:

Базаров не верит в бога и вообще в какую бы то ни было вне личности лежащую ценность. Для него поэтому не существует традиционного религиозного обоснования стремления человека к высоким целям. Что же заставляет его действовать? Может быть, законы природы?

Нет, вселенная равнодушна к человеку, перед которым ежеминутно готова разверзнуться бездна, а место, занимаемое им, ничтожно в сравнении с бесконечным миром. Может быть, этого требует народ?

Борьба героя в конечном счете отвечает интересам народа, но он не получит даже благодарности парода. Почему же тогда он стремится к совершенству, готов утвердить свободу личности даже ценой собственной жизни? И почему беспредельная духовная свобода человека оказывается у Тургенева вместе с тем и необходимостью социальной борьбы?

Мы приходим к выводу о характере идеала Тургенева. Высший , эталон человечности для него — «сознательно-героическая натура», чье отношение к миру как раз и утверждается как нравственная норма. Но подняться до этого уровня могут единицы. Такое сознание необходимо для человечества, но катастрофично для его носителя. Ценой своей жизни высшие натуры представительствуют перед лицом равнодушной Вселенной, благодаря им осмысливается история человечества.
Впоследствии, когда разговор пойдет о Чернышевском, можно будет вернуться к этим выводам и сопоставить мнения писателей- современников. Революционер Чернышевский верит в «перемену I декораций», в возможность приблизить светлое и прекрасное будущее. Смысл деятельности героев — борьба за коммунизм. По-своему прав и Тургенев, утверждавший величие высших стремлений человека, даже если они не осуществились.

Сохранить сочинение:


Похожие сочинения

  1. Тургенев «Отцы и дети»
    Философские взгляды Базарова и их испытания жизнью В романе И.С. Тургенева « Отцы и дети» изображена Россия конца пятидесятых годов девятнадцатого века, время, когда демократическое движение только-только набирает силу. И в результате этого возникает...смотреть целиком
  2. «Отцы и дети» образец социально-психологического романа
    Стесненность интриги коллизиями, в свою очередь, отразилась на размещении отдельных ее частей, способствовала сближению завязки с кульминацией и кульминации с развязкой. Строго говоря, в романе «Отцы и дети» кульминация интриги почти совпадает с развязкой...смотреть целиком
  3. Тема любви в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети»
    Роман И. С. Тургенева «Отцы и дети» как нельзя лучше раскрывает умение писателя угадывать «новые потребности, новые идеи, вносимые в общественное сознание». Носителем этих идей в романе выступает демократ-разночинец Евгений Базаров. Оппонентом героя...смотреть целиком
  4. История создания и анализ романа "Отцы и дети" Тургенева И.С.
    Шесть романов Тургенева, созданных на протяжении более двадцати лет («Рудин» -1855 г., «Новь» -1876 г.), — целая эпоха в истории русского общественно-психологического романа. Первый роман «Рудин» был написан за рекордно короткий срок — 49 дней (с...смотреть целиком
  5. Мое отношение к Базарову (1)
    Тургенев — один из лучших писателей прошлого века. Его роман “Отцы и дети” начинается точной датой. Это позволяет читателю вспомнить события, происходившие в это время. В эти годы, после Крымской войны, несколько оживилась русская общественная жизнь,...смотреть целиком
  6. Образ Базарова (по роману Тургенева "Отцы и дети")
    Написанный в переломный момент исторического развития России роман “Отцы и дети” показал острые проблемы современности, которые еще долго после появления этого произведения волновали российское общество. Этот роман И. С. Тургенева — отражение общественного...смотреть целиком
  7. Образ «нового человека» и отношение автора к нему в романе Тургенева «Отцы и дети»  Новое!
    Отношение автора к созданному им художественному образу не укладывается в расхожие представления о добром или злом, положительном или отрицательном герое. Н. В. Гоголь неоднократно признавался в любви к Собакевичу, Плюшкину, Манилову, открыто заявлял,...смотреть целиком