Способность чутко угадывать назревшие в русском обществе проблемы и противоречия — важная отличительная чзрта Тургенева-писателя. В романе “Отцы и дети” воссоздана эпоха, предшествовавшая отмене крепостного права, — действие начинается 20 мая 1859 года. В обстановке общественного кризиса резко обострились споры разных поколений о народе, об общественном строе, о путях переустройства мира, об искусстве, о религии... Впрочем, открытое столкновение Базарова и Павла Петровича Кирсанова предопределено тем, что герои отличаются не только по возрасту, но и по социальному положению — аристократ Кирсанов и разночинец Базаров.
Павел Петрович Кирсанов — сын боевого генерала, принимавшего участие в Отечественной войне 1812 года, — формировался как личность в эпоху правительственной реакции. Отсюда — идеализм, культ чувства. Встреча на балу с княгиней Р. изменяет всю жизнь Кирсанова, “загадочный взгляд” молодой кокетки проникает в самое сердце. Он “встретил ее на одном бале, протанцевал с ней мазурку, в течение которой она не сказала ни одного путного слова, и влюбился в нзе страстно”. Герой не в силах противиться своему чувству, а известие о смерти княгини Р. заставляет его отказаться от “мирской суеты”: “потеряв свое прошедшее, он все потерял”. Описание жизни Павла Петровича выделено в отдельную главу именно потому, что жизнь эта внутренне исчерпана, духовное развитие завершено.
К поколению “детей” относится сын бедного уездного лекаря Евгений Базаров. Сама внешность героя — “обнаженная красная рука”, “балахон” — контрастирует с аристократическим видом Павла Петровича — “темный английский сьют, модный низенький галстух и лаковые полусапожки”, “изящный и породистый” облик. Жизненный путь Базарова типичен для разночинца: учеба в медико-хирургической академии, увлечение естественными науками и вульгарным материализмом и, как он сам выражается, “самоломанность”. Все это оказало решающее влияние на героя. Атеизм сочетается в Базарове с верой в возможности познания мира силамичеловеческого разума.
Важную роль в судьбе Базарова играет любовь, хотя он и считает ее “белибердой”, “непростительной дурью”. Конечно же, молодой нигилист не может быть назван аскетом. Так, Фенечка очаровывает его молодостью, чистотой, непосредственностью. Речь не идет о подлинной любви героя к миловидной, но достаточно пустой (с моей точки зрения) Фенеч-ке. Иное дело — отношения с Одинцовой. Дуэль с Павлом Петровичем, предметом которой служит вроде бы Фенечка, происходит в тот момент, когда Базаров выведен из душевного равновесия страстью к Одинцовой. Чувство Базарова к ней — это уже не только физическая страсть, это — любовь. “Он легко сладил бы с своей кровью, но что-то другое в него вселилось, чего он не допускал, над чем всегда трунил, что возмущало всю его гордость”. Любовь Базарова отличается от любви Павла Петровича к княгине Р. В Анне Сергеевне героя привлекает глубокий ум (“баба с мозгом”), независимость суждений, определенная внутренняя свобода. Борьба Базарова со своим чувством изначально обречена на неудачу. Решение расстаться с Одинцовой оставляет в душе героя тяжелый след.
Своим романом Тургенев утверждает вечную ценность для человека любви и красоты. Перед великой и таинственной любовью равны Павел Петрович Кирсанов и Евгений Базаров.
Но слишком уж различны эти герои, и автор не может не “столкнуть” их. Столкновение эстетических и социальных позиций Базарова и Павла Петровича составляет содержание шестой главы романа. “Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта”, — утверждает молодой нигилист. Базаров не признает искусства. Он высмеивает и страсть Николая Петровича к игре на виолончели, и привязанность к Пушкину. Для Тургенева-романиста важным является и отношение Евгения Базарова к природе. Борясь с преклонением перед природой “романтиков”, Базаров противопоставляет им подход естествоиспытателя: “природа — не храм, а мастерская, и человек в ней работник”. Взгляд Базарова односторонен. Утилитаризм в восприятии искусства и природы чужд не только Павлу Петровичу и Николаю Петровичу, но и Аркадию. Сам Тургенев в этом важном вопросе целиком на стороне “отцов”. Его позицию доказывают и роль пейзажа в произведении, и описание одинокой могилы Базарова, и игра на виолончели Николая Петровича, и последние слова произведения о “жизни бесконечной”.
Споры об искусстве, о природе, об аристократизме, о “принси-пах”, русском народе играют важную роль в романе, поскольку выявляют позиции не просто отдельных личностей, а разных поколений — старого и нового. Как уже говорилось, касательно двух первых предметов автор согласен с Павлом Петровичем, но по поводу остального так сказать нельзя. Например, Кирсанов гордится собственным аристократизмом, именно аристократию считает прогрессивным слоем общества. Он говорит: “Аристократизм — принсип, а без принсипов жить в наше время могут одни безнравственные или пустые люди”. Ответ Базарова точен и глубок: “Аристократизм, либерализм, прогресс, принципы... подумаешь, сколько иностранных... и бесполезных слов! Русскому человеку они даром не нужны”. Нет надобности говорить, что Базаров выступает не против “прогресса”, а против пустословия, праздной бездеятельности Павла Петровича и ему подобных.
Ь принципиальном споре Базарова и Павла Петровича о русском народе сталкиваются две силы: консерватизм прошедшего и разрушительная, освобождающая сила настоящего. Кирсанов восхищается патриархальной отсталостью русского мужика, выступает лишь за мелкие преобразования в общественной жизни, например искоренение взяточничества. Напротив, Базаров осуждает темноту, невежество, покорность народа, отрицает сами устои крепостнического строя. Слабая же^ сторона его политических взглядов заключается в незнании того, что будет построено на развалинах старого мира. Нет у Базарова и настоящих учеников, последователей. Трагическое одиночество героя усугубляется отьединенностью от народа — мужики видят в нем лишь “шута горохового”.
Писарев проницательно отмечал: “Изучив характер Базарова, вдумавшись в его элементы и условия развития, Тургенев видит, что для него нет ни деятельности, ни счастья. Он живет бобылем и умрет бобылем, и притом бесполезным бобылем, умрет как богатырь, которому негде повернуться, нечем дышать, некуда девать исполинские силы, некого полюбить крепкою любовью”.
Базаров не оставил после себя учеников, не изменил окружающий мир. Какой же смысл имела судьба героя? Ответ заключается, на мой взгляд, в философском финале романа “Отцы и дети”. Слова о “вечном примирении и о жизни бесконечной” говорят нам о том, что через Базарова воскрешается сама жизнь. А что до Павла Петровича — Тургенев “оставляет” его за границей, тем самым определяя его суть — не такие люди нужны России.

Похожие сочинения

  1. ТАИНСТВЕННАЯ КНЯГИНЯ Р. В РОМАНЕ "ОТЦЫ И ДЕТИ"
    Для Тургенева, так же как и для Гоголя, очень важна деталь в его произведениях. Одной такой деталью является рассказ о жизни княгини Р. Вроде бы ничего не значащая история княгини Р. и Павла Петровича Кирсанова оказалась очень важным элементом в произведении...смотреть целиком
  2. Конкретно историческое и вечное в образах Чацкого и Базарова
    “Чацкий неизбежен при каждой смене одного века другим. Каждое дело, требующее обновления, вызывает тень Чацкого”, - так писал Гончаров в своем критическом этюде “Мильон терзаний”. Действительно, положение Чацкого на общественной лестнице может быть разным,...смотреть целиком
  3. Любовь в жизни Базарова и братьев Кирсановых
    Творчество великого русского писателя Ивана Сергеевича Тургенева — это гимн высокой, вдохновенной, поэтической любви. Достаточно вспомнить романы “Рудин”, “Дворянское гнездо”, “Накануне”, “Ася”, “Первая любовь” и многие другие произведения. Любовь, по...смотреть целиком
  4. Трагическая фигура Евгения Базарова в романе Тургенева “Отцы и дети”
    Никто, кажется, не подозревает, что я попытался в Базарове представить трагическое лицо, а все толкуют: зачем он так дурен? или — зачем он так хорош? И. С. Тургенев “Роман "Отцы и дети" шевелит ум, вызывая при этом высокое наслаждение...смотреть целиком
  5. Сюжетно композиционные особенности романа И. С. Тургенева «Отцы и дети»  Новое!
    Композицию романа И. С. Тургенева «Отцы и дети» можно назвать замедленной кольцевой. Движение героев в романе сосредоточено между пятью пунктами: Хохловские выселки -Марьино — город*** — Никольское — деревня родителей Базарова. Второстепенным пунктом...смотреть целиком
  6. Приемы комического и их роль в одном из произведений русской литературы XIX века (И.С. Тургенев "Отцы и дети")
    Cюжет романа И.С. Тургенева "Отцы и дети" заключен в самом его названии. Невольное противостояние старшего и младшего поколений, обусловленное изменяющимся духом времени, можно рассматривать как в трагическом ключе (Ф.М. Достоевский в романе...смотреть целиком
  7. Характеристика образа Ситникова  Новое!
    Ситников — псевдонигилист, рекомендующийся всем как «ученик» Базарова. Пытается демонстрировать такую же, как у Базарова, свободу и резкость суждений и поступков. Но сходство с «учителем» оказывается пародийным. В сущности, повторяется прием, найденный...смотреть целиком