И.С. Тургенев... С его именем связаны прекрасные произведения: “Накануне”, “Рудин”, “Ася”. С раннего детства Иван Сергеевич присутствовал в нашей жизни. Его

произведение “Бежин луг” заставило полюбить и помогло лучше понять природу

средней полосы России. О творчестве И.С. Тургенева, как и о стихотворениях С. Есенина,

можно сказать: “Это все о России” (А. Блок).

Обширные поля, леса, старые, забытые где-то в глуши деревни, в которых — люди, неразрывно связанные с природой, олицетворяют истинно русское, светлое и чистое общение человека с природой... Все это видишь, когда читаешь Тургенева. Увидел это и я, читая роман “Отцы и дети”. Отцы и дети... Эти два слова: в споре — часто исключающие друг друга, в жизни — находящиеся в неразрывной связи. Эта тема близка любому поколению, как близка тема старого и нового, отжившего и зарождающегося. Именно поэтому роман “Отцы и дети” мне так близок и понятен.

В центре внимания писателя — конфликт между Евгением Васильевичем Базаровым и Павлом Петровичем Кирсановым.

Евгений Базаров предстает перед нами не очень учтивым, не поддающимся на разного рода лесть и похвалу человеком. Он сразу чувствует характер собеседника.

Представился он просто: “Евгений Васильев”, — и сразу услышал в ответ: “...любезный

Евгений Васильевич...” От таких слов лицо Базарова передернулось. Ах, как любят у нас

лицемерить! Внешность Евгения лишь подчеркивает его характер. “Длинное и худое, с широким лбом лицо... выражало самоуверенность и ум”. И вот перед Базаровым предстает Павел Петрович: “Лицо его, желчное, но без морщин, необыкновенно правильное и чистое”. Кажется, будто он всю свою жизнь только и занимался тем, что следил за своей красотой и элегантностью. О его жизни в молодости мы узнаем только, что он имел

огромный успех у дам, а с одной из них у него был роман. Не правда ли, как это напоминает Печорина, ведь у него тоже белье было прилежно выстирано, и всех он поражал своей красотой и опрятностью. Но вернемся к героям Тургенева. Узнав, что Базаров — нигилист, Павел Петрович почувствовал в нем заклятого врага. Кирсанов пытался доказать Базарову, что тот не прав, что нельзя отрицать все, что будущее России за аристократами.

Евгений отрицает даже искусство. И на первый взгляд кажется, что он вообще далек

от того, что олицетворяли лучшие представители демократии России, будучи личностями очень образованными и любящими истинное искусство. Но в следующей фразе Базаров развеял наши сомнения: “Искусство наживать деньги?..” Становится ясно, что Базаров имеет свою точку зрения на общепринятые нормы, часто отрицая их: “Мы действуем в силу того, что мы признаем полезным. В теперешнее время полезнее всего отрицание — мы отрицаем”, — говорит Евгений. Я безоговорочно соглашаюсь с ним. В патриархальной России нужно было отрицать все, чтобы изменить жизнь к лучшему: “...не только искусство, поэзию, но и...страшно вымолвить...” Нельзя утверждать, что у Павла Петровича нет принципов: “...но я не роняю себя, я уважаю в себе человека”. Базаров

мгновенно парирует: “...вы вот уважаете-то себя и сидите сложа руки; какая ж от этого

польза?..” Павел Петрович не может понять, как можно все разрушать, “ведь надобно же и строить”. — “Это уже не наше дело... Сперва нужно место расчистить”, — отвечает

Евгений. Мы прекрасно понимаем, что в этих спорах побеждает Базаров, ведь время “взрослых Печориных”, представителем которых является Павел Петрович, прошло. “Новые люди” в лице Базарова являются будущими хозяевами мира.

Обсуждение проблемы устройства общества продолжается и в разговоре Евгения с Анной Сергеевной Одинцовой. Эти люди близки по духу, они сразу проявили интерес друг к другу. Базаров увлекался только естественными науками, и лишь в этом, может быть,

проявлялась его ограниченность. Он считал, что люди одинаковы, как “деревья в лесу”.

Беседуя с Анной Сергеевной, Евгений открыл для себя много нового и полюбил ее. После их встречи он говорит: “Может быть, точно, всякий человек — загадка”.

Одержав победу в идейном споре, в конце романа Базаров умирает, умирает героически,

достойно.

Смерть...

Сколько людей ушло из жизни, так и не достигнув тех целей, которые они ставили

перед собой в молодости: Грибоедов, Пушкин, Лермонтов, Белинский... Какая это утрата для всей русской культуры! Но они ушли для того, чтобы никогда не погибла Россия:

Кто служа великим целям века,

Жизнь свою всецело отдает

На борьбу за брата-человека,

Только тот себя переживет.

Тургенев после выхода романа в свет писал: “Мне мечталась фигура сумрачная, дикая, большая... сильная, злобная, честная — и все-таки обреченная на гибель, потому что она все-таки стоит в преддверии будущего”. Лучше Тургенева не скажешь. Могу лишь добавить, что автор очень любил своего героя, но, по-моему, не верил в будущее нигилистов, так как они ему были глубоко чужды. На мой взгляд, Тургенев ставил цель показать несостоятельность существующих общественных отношений в России и для

большей убедительности противопоставил “отцов” нигилистам. Что ж, по-моему, ему это

великолепно удалось! И я совсем не согласен с мнением Герцена о том, что Базаров —

сверхотрицательный герой, а Тургенев — истинный нигилист, бросивший в Базарова “первый камень”.

Где же самое правильное определение этой величайшей личности? Мне кажется, что в нем самом. Евгений Базаров не идеал, но истинной ценности героя не стоит умалять. Нашему поколению особенно близок его характер и его несогласие со всем, что, казалось бы, не должно вызывать никаких возражений. Я искренне полюбил Базарова, и смерть его

заставила меня еще раз переосмыслить роман. Я еще раз с большей силой убедился, что

Евгений не напрасно прожил свою столь короткую жизнь, ведь старинная мудрость

гласит: “Кто стойко и упорно отстаивает свое право, в конце концов получит его”.

Похожие сочинения

  1. Как раскрывается характер Базарова в отношениях с родителями
    Молодость — время для усвоения мудрости, старость — время для её применения. Ж.-Ж. Руссо Аркадий Кирсанов, погостив день в имении Базаровых, спрашивает своего старшего друга-учителя, любит ли тот родителей, и получает прямой ответ: «Люблю, Аркадий»...смотреть целиком
  2. «БАЗАРОВ и ОДИНЦОВА. Испытание любовью»
    Цели урока: Образовательная - углубление знаний учащихся о характере главного героя на основе сопоставления его с другими персонажами романа через раскрытие их сложных взаимоотношений; Воспитательная - воспитание культуры чувств, серьезного отношения...смотреть целиком
  3. Тема дружбы в романе И.С.Тургенева "Отцы и дети" Базаров и Аркадий
    В романе «Отцы и дети», опубликованном в 1862 году, И.С.Тургенев раскрыл образ нового героя русской жизни. Базаров – нигилист, революционер-демократ. Это сильная личность, способная оказывать влияние на других людей. Базаров уверен в себе, наделен природным...смотреть целиком
  4. Зачем в романе "Отцы и дети" представлена история счастливой любви Аркадия Кирсанова и Кати Локтевой  Новое!
    Блажен, кто смолоду был молод, Блажен, кто вовремя созрел, Кто постепенно жизни холод Слетами вытерпеть умел; Кто странным снам не предавался, Кто черни светской не чуждался, Кто в двадцать лет был франт иль хват, А в тридцать выгодно женат; Кто...смотреть целиком
  5. Любовь в жизни Базарова и братьев Кирсановых
    Творчество великого русского писателя Ивана Сергеевича Тургенева — это гимн высокой, вдохновенной, поэтической любви. Достаточно вспомнить романы “Рудин”, “Дворянское гнездо”, “Накануне”, “Ася”, “Первая любовь” и многие другие произведения. Любовь, по...смотреть целиком
  6. "Отцы" и "дети" в одноименном романе И. С. Тургенева
    Проблема отсутствия взаимопонимания между представителями различных поколений является древней, как мир. “Отцы” осуждают, критикуют и не понимают собственных “детей”. А те, в свою очередь, пытаются любой ценой отстоять собственные позиции, начисто отвергая...смотреть целиком
  7. Визит к Евдоксии Кукшиной
    Базаров и Аркадий возвращались от губернатора, когда их перехватил Ситников, "ученик" Базарова, и пригласил посетить Евдоксию Кукшину. Начинается глава, о сущности которой Писарев отзывался так: "Юноша Ситников и молодая дама Кук-шина...смотреть целиком