Девятнадцатый век - век разочарований и краха надежд. Почти каждое царствование начиналось с попыток реформ и оканчивалось реакцией. Война 1812 года ознаменовала начало появления первых тайных обществ, оппозиционных правительству. Герои века ищут выхода, ищут пути к гуманизму. Новые романтики, почувствовав свободные веяния Запада, жаждут свободы, их угнетает положение крестьян, они ужасаются отсталости страны, в которой живут.

Светские вечера, пустые сплетни, ничего не значащие разговоры — это среда, воспитавшая героев романа "Война и мир" Толстого. Неизбежен протест против такой бесцельной жизни, и он выражается в попытках героев найти свое призвание в жизни. Князь Андрей Болконский пробует себя в светской жизни, на военном поприще, в политике и в семейной жизни, но перед смертью помнит только бесконечно высокое и доброе небо. Жизнь прожита, а идеал не достигнут. Пьер Безухов - тоже ищущий герой. Он кутит в свете, потом становится масоном и пытается помочь своим крепостным. Но все напрасно. И лишь война, нарушившая все и сломавшая не одну судьбу, лишь это бессмысленное, зверское убийство сотен тысяч людей ставит все на свои места. Жизнь не имеет и не может иметь смысла. Жизнь - это жизнь. Это постоянное служение добру и вера в него. Это даже не религия, это знание, которое он перенял у Платона Каратаева, простого человека, и потому не надуманное, а истинное. Оно не лишает человека действия, оно лишь говорит: "Делай добро, иначе зачем жить".

В самом конце романа Пьер становится членом тайного общества. Это не радикальный кружок. Толстой никогда не верил в революционный путь развития общества. Это всего лишь попытка воздействия на ход истории мирным путем: сначала должно пройти очищение внутри человека, и только после этого человек имеет право строить чужую жизнь.

После Отечественной войны 1812 года и после разочарования в либеральности Александра I в России появляются "Союз спасения" и "Союз благоденствия", деятельность которых привела к неудавшемуся восстанию на Сенатской площади в 1825 году. Попытка восстания не удалась. Новый царь начал правление с казней и ссылок. Последовали годы реакции. Но сама мысль о новом государственном устройстве не замерла. Правительство добилось лишь того, что новое поколение уже не хотело останавливаться перед смертью ради главного дела, да еще воспитало Кирсановых-либералов.
Молодежь второй половины века ждало разочарование в "отцах". Все эти давно устаревшие принципы только раздражали базаровых, поэтому-то и развился нигилизм (отрицание устаревших норм).

Восторженность, любовь к жизни Пьера кажутся наивными в сравнении с ясным взглядом Базарова. Пьер мечется от одной идеи к другой, а Базаров начисто отметает все идеи и, окинув холодным взглядом реальность, неизбежно ужасается ей, и лишь одно стремление - разрушать -пробуждается в нем. Поэтому Базаров не строит, не пытается найти истину, как Пьер. "Сначала нужно сломать, а там - посмотрим". Главное в том, что новое не должно быть похожим на старое. К такой же мысли приходит и Пьер, но делает все совершенно по-другому. Для него главное- духовная основа. Он, как и Толстой, выбирает путь самосовершенствования. А Базаров не может так. Система должна быть уничтожена -в этом его правда.

Тысячи разных людей в разные эпохи пытались переустроить окружающий мир, сделать его добрее, гуманнее. Но всякое общество - это система. Оно создает себе подобных и отрицает возможность другой жизни. Люди мыслящие пытаются противостоять этому. Потребность служить правому делу не дает людям успокоиться.

Герои ищущие и мыслящие были всегда. Герои искавшие и не нашедшие появились только в XIX веке. Герои, потерявшие и уставшие, - в XX.

Похожие сочинения

  1. БАЗАРОВ И РАСКОЛЬНИКОВ
    Из всех изученных нами литературных образов два написаны наиболее ярко - это Евгений Базаров и Родион Раскольников. Сочинение по роману Ф.М. Достоевского "Преступление и Романы, в которых появились эти герои, вышли соответственно в 1863 и 1866...смотреть целиком
  2. Путь к моему сердцу, или Дневник Евгения Базарова
    Сегодня я начинаю мой дневник, а впечатления после встречи с Николаем Петровичем самые обычные: это простой русский дворянин, искренне любящий и почитающий своего сына. Он придерживается старых взглядов, так что не представляет для меня большого интереса....смотреть целиком
  3. Базаров и Кирсанов
    И. С. Тургенев, по словам его современников, владел особенным чутьем угадывать нарождающееся в обществе движение. В романе “Отцы и дети” Тургенев показал главный общественный конфликт 60-х годов XIX века — конфликт между дворянами-либералами и разночинцами-демократами. ...смотреть целиком
  4. Женский характер в прозе И.С. Тургенева
    Женщины в произведениях писателей играют большую роль. Можно сказать огромную. Так как без любви не обходится ни одно произведение. А женщины всегда ассоциируются с любовью. Во всех произведениях женщина мечтает о большой любви. И не только в рассказах,...смотреть целиком
  5. Дружба и любовь в жизни Базарова
    "Нас не так мало, как вы полагаете", — говорит Базаров Павлу Петровичу. Но в романе "Отцы и дети" Базаров одинок, и в этом более всего сказывается недооценка Тургеневым силы и широты революционно-демократического движения. В России...смотреть целиком
  6. Диалогические сцены в романе «Отцы и дети»
    Тургеневу было легко защищать романтику от нападок со стороны прямолинейно понятого естественнонаучного материализма, и поэтому он по существу не разрешил своей задачи. Оказывается, Базаров считает романтикой («романтизмом») не только нравственно-эстетическую...смотреть целиком
  7. По роману И.С. Тургенева "Отцы и дети". Павел Петрович Кирсанов и Евгений Базаров.
    Роман раскрывает жестокий и сложный процесс ломки прежних, устоявшихся социальных отношений. Этот процесс предстал в романе как разрушительная стихия, меняющая привычные течения жизни. Тургенев так строит роман, что Базаров - нигилист и Павел Кирсанов...смотреть целиком