И.С. Тургенев в романе "Отцы и дети" создал первый в русской литературе образ нигилиста. По одной из версий, главный герой романа был своего рода "пророчеством" Тургенева и оказался первым нигилистом в России вообще. В таком случае получается, что Тургенев дал жизнь реальному явлению российской действительности, сам того не желая и, возможно, даже не предполагая. Тургенев создал образ Базарова. А потом он заставил Базарова умереть. Какие были на то причины? Какую роль играет эта смерть в раскрытии характера героя? Тургенев создал Базарова своим идейным оппонентом и спорил с ним на страницах романа. И кое с чем соглашался. И кое-что одобрял. Но не мог примириться с тем, что Базаров будет жить и действовать, добиваясь своей цели - разрушить, не созидая. И уж тем более Тургенев не мог допустить, даже на страницах произведения, что его герой своей цели добьется...

Итак, цель Базарова, цель нигилиста - "место расчистить ". Разрушить, уничтожить все, не создав ничего... Оставив это дело другим - создавать на пустом месте. На расчищенном, выжженном, вытоптанном... Но оно, быть может, потеряет свое плодородие! И что же станет тогда с этим самым местом, на котором все старое уничтожено, а новое не создано? Порастет бурьяном, который не искоренить. И тогда, возможно, гибель грозит всему, что еще осталось и какимито силами держится за жизнь. Такого поворота событий Тургенев не может допустить. Такой поворот событий, быть может, грозит России... Если Базаров сможет добиться своей цели. Тургенев не дал Базарову настоящих единомышленников - людей, которые разделяют его взгляды, идеи, планы, которые искренне преданы общему делу, которые действительно хотят многого добиться. Есть Ситников, есть Кукши на, есть, наконец, Аркадий. Но они оказываются "псевдосподвижниками ". У Кукшиной и Ситникова нет собственного мнения, и они меняют мнения чужие, заимствованные, в зависимости от моды. Им нужна видимость значительности, им нужно уважение - и у них нет другого выхода, кроме как согласиться с окружающими. Нельзя сказать, что ситниковы бесполезны, об этом заявляет и сам Базаров: "Мне нужны подобные олухи. Не богам же, в самом деле, горшки обжигать!.. " Что же касается Аркадия, то мнение у него есть, но оно не всегда совпадает с мнением Базарова. Аркадий пытался "привить себе" эти взгляды, переделать себя, но все же его природа взяла свое. Он "ручной", ведомый, зависимый, он для Базарова - "мякенький либеральный барич", которому "приятно самого себя бранить". Это не тот человек, который нужен Базарову в качестве сподвижника, - ему нужен тот, кто вместе с ним будет "ломать других".

Итак, Базаров остается один. У него нет единомышленников. Казалось бы, что может один? В этом-то и опасность Базарова. Он сильный, твердый, упрямый человек. Он - сила, и он может обойтись без помощников. Он один - сильнее и больше их всех. Он - большой человек, который много мог, но мало успел... Базаров с гордостью говорил, что он ближе к народу, чем аристократы, что он умеет говорить с народом. Но вот он поговорил... И отзыв мужиков такой: "Известно, барин; разве он что понимает?" "...Этот самоуверенный Базаров и не подозревал, что он в их глазах был все-таки чем-то вроде шута горохового..." Однако это было так. Что же у Базарова осталось? Сподвижников нет. Умение общаться с мужиками он утратил - или вовсе не имел... И остались чувства, которые он так яро отрицал. Только ли для тог

Похожие сочинения

  1. Какую роль играют образы Кукшиной и Ситникова в романе "Отцы и дети"
    В романе «Отцы и дети» Тургенев изобразил общественно-политическую борьбу в России накануне реформы 1861 года. Прогрессивно настроенные русские люди понимали, что изменения в обществе необходимы, что старый экономический уклад и старое государственное...смотреть целиком
  2. Что мне нравится и что я не принимаю в Базарове (по роману И. С. Тургенева «Отцы и дети»)
    Русская литература долго жила в ожидании принципиально нового героя, деятеля, преобразователя, и в своем романе «Отцы и дети» И. С. Тургенев создал образ такого «нового человека» — революционера и демократа. Образ Базарова — собирательный, потому...смотреть целиком
  3. Авторская позиция и средства ее выражения в романе И.С. Тургенева "Отцы и дети"
    Роман "Отцы и дети" – одно из главных произведений Тургенева, в котором наиболее ярко отразились его взгляды на современную ему действительность. Однако свои взгляды Тургенев выражает не прямо: сквозь ткань повествования просматривается личное...смотреть целиком
  4. Павел Петрович Кирсанов и Евгений Базаров в романе Тургенева "Отцы и дети"
    "Отцы и дети" — одно из вечных произведений русской литературы. И не только потому, что новые поколения читателей по-разному воспринимают сложную позицию автора, но и потому, что в романе запечатлен вечный и неизбежный для истории момент...смотреть целиком
  5. Смысл заглавия романа "Отцы и дети"
    Роман “Отцы и дети” — одно из лучших произведений прекрасного русского писателя И.О. Тургенева. Написанное во второй половине девятнадцатого века, это произведение остается популярным и читаемым и в наше время. Причин этому множество: и вечные темы...смотреть целиком
  6. Смогла ли счастливо сложиться жизнь Базарова и Одинцовой?
    Любовь в изображении Тургенева, автора романа "Отцы и дети", - явление противоречивое. С одной стороны, она вернула к жизни уже похоронившего надежду на счастье Николая Петровича, но с другой стороны, выбила из колеи уверенного в себе Павла...смотреть целиком
  7. Характеристика образа Кукшиной Авдотьи Никитишной  Новое!
    Кукшина Авдотья (Евдоксия) Никитишна — эмансипированная помещица, псевдонигилистка, подражающая самым крайним проявлениям современного радикализма (интересуется «женским вопросом» и естественными науками, презирает либералку Жорж Санд за «отсталость»...смотреть целиком