Одна из важнейших черт творчества Тургенева - желание разобраться во всем, что происходит в стране. Ярким романом, отразившим целый этап в историческом развитии России второй половины XIX века, явился роман "Отцы и дети". Название произведения наталкивает на мысль о том, что в нем будет разрешаться извечный вопрос - противоречия между поколениями, и он поднимается автором, но на самом деле писателя больше волнует другое. Отцы и дети - это те, кто живет мыслями уходящего в прошлое поколения, и представители новых идей, направлений, мыслей, новые люди, рожденные новым временем. В романе Тургенев пытается понять, осмыслить цель жизни, мировоззрение этого нового человека, разночинца по происхождению, демократа по политическим взглядам. Роман "Отцы и дети" показывает борьбу мировоззрений двух политических направлений - дворян-либералов и революционеров-демократов. На противопоставлении представителей этих направлений - разночинца Базарова и дворянина П. П. Кирсанова - построен сюжет романа. Кроме этой, основной проблемы, Тургенев поднимает ряд других вопросов, связанных с нравственным, культурным, социально-экономическим развитием России в 60-е годы XIX века.
Тургенев ставит вопросы, волнующие передовых людей того времени: в чем расхождение между революционерами-демократами и либералами; как надо относиться к народу, к труду, науке, искусству; какие преобразования необходимы в сельском хозяйстве, в экономике? Автор показывает нам три спора Е. Базарова и П. Кирсанова, в которых поднимаются эти вопросы.
Итак, тема дворянства, его роль в жизни. По мнению П. П. Кирсанова, аристократы - движущая сила общественного развития. Их идеал - "английская свобода" (конституционная монархия); путь к идеалу-либеральный (реформы, гласность, прогресс).
По мнению Е. Базарова, аристократы не способны к действию, от них нет никакой пользы. Базаров отвергает либерализм, отрицает способность дворянства вести Россию к будущему.
Следующий вопрос касается нигилизма и роли нигилистов в жизни. Павел Петрович осуждает нигилистов за то, что те "никого не уважают", живут без "принсипов";
считает их ненужными и бессильными: "Вас всего четыре с половиной человека". На это Базаров отвечает: "От копеечной свечи Москва сгорела". Под отрицанием "всего" Базаров имеет в виду религию, самодержавно-крепостнический строй, общепринятую мораль. А что же утверждают нигилисты? Прежде всего, необходимость революционных действий. Критерием же их является народная польза.
Каковы взгляды обеих сторон на народ?
Павел Петрович прославляет крестьянскую общину, семью, религиозность, патриархальность русского мужика. Базаров говорит, что народ не понимает собственных интересов, темен и невежествен, но считает необходимым отличать народные интересы от народных предрассудков, утверждает, что народ по духу революционен, поэтому нигилизм - проявление именно народного духа.
Четвертый вопрос затрагивает отношение спорящих к искусству и природе.
Парел Петрович благословляет и прославляет искусство. Автор солидарен в этом с П. П. Кирсановым. Базаров же отрицает искусство ("Рафаэль гроша ломаного не стоит"), к природе подходит сугубо материалистически ("Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник").
Подведем итоги. Споры велись не по частным вопросам. Они касались настоящего и будущего России. Во всех спорах последнее слово оставалось за Базаровым. Компромисс между героями Тургенева невозможен, подтверждением этому является их дуэль.
На чьей стороне автор?
Тургенев, будучи либералом по убеждениям, чувствовал превосходство Базарова, более того, он утверждал: "Вся моя повесть направлена против дворянства как передового класса". Полностью не согласен был автор со своим героем только в вопросе об искусстве и природе. И все же его герой в конце романа умирает. Почему? Может, еще не пришло его время ("...Я нужен России... Нет, видно, не нужен. Да и кто нужен?")? А может быть, автор посчитал задачу Базарова в "дворянском гнезде" Кирсановых выполненной? Показать же героя в среде, близкой ему, среди единомышленников, не мог-он просто был далек от нее.
Ответить однозначно нельзя. Однако следует отметить, что роман посвящен В. Г. Белинскому - человеку 40-х годов, у которого было такое же "страстное, грешное, бунтующее сердце", как и у Базарова. Тургенев не знает, как будут решаться вопросы, поднятые его героями, но то, что они подняты, - огромная заслуга писателя.
Споры П. Кирсанова с Е. Базаровым имеют идейное значение.
Они раскрывают основную мысль, идею романа, то, ради чего он писался. Они придают особую остроту сюжету, служат характеристикой каждого героя; они показывает превосходство новых, прогрессивных идей над старыми, отжившими, вечное движение общества к прогрессу.

Похожие сочинения

  1. Трагизм образа Базарова
    В романе И.С.Тургенева «Отцы и дети» поставлены политические, философские и нравственные проблемы. Произведение затрагивает так называемые «вечные вопросы»: взаимоотношения старшего и младшего поколения («отцов и детей»), любовь и дружба, выбор жизненного...смотреть целиком
  2. Конфликт поколений в романе Тургенева «Отцы и дети»
    Более полувека Иван Сергеевич Тургенев находился в центре общественной и духовной жизни России и Западной Европы, стремясь, по его собственным словам, «в течение всего этого времени… воплотить в надлежащие типы и то, что Шекспир называет самый образ...смотреть целиком
  3. Тургенев «Отцы и дети»
    Философские взгляды Базарова и их испытания жизнью В романе И.С. Тургенева « Отцы и дети» изображена Россия конца пятидесятых годов девятнадцатого века, время, когда демократическое движение только-только набирает силу. И в результате этого возникает...смотреть целиком
  4. Смысл заглавия романа "Отцы и дети"
    Роман “Отцы и дети” — одно из лучших произведений прекрасного русского писателя И.О. Тургенева. Написанное во второй половине девятнадцатого века, это произведение остается популярным и читаемым и в наше время. Причин этому множество: и вечные темы...смотреть целиком
  5. Проблема нигилизма в романе И. С. Тургенева "Отцы и дети"
    Роман И. С. Тургенева “Отцы и дети” был опубликован в 1862 году. Он сразу привлек внимание широких общественных кругов России и с тех пор продолжает вызывать огромный интерес читателей как остротой поставленных в нем вопросов, так и своими художественными...смотреть целиком
  6. Последняя глава романа «Отцы и дети» И. С. Тургенева
    Почему И. С. Тургенев не завершил роман смертью Базарова, этой наиболее сильной в художественном отношении сценой? Ведь о главном герое сказано, казалось бы, все, для чего нужно было писателю создавать своеобразный эпилог — 28-ю главу? Во-первых,...смотреть целиком
  7. Почему и как произошёл разрыв между Базаровым и его другом Аркадием
    В 1862 году Тургенев пишет роман «Отцы и дети». В своём романе Тургенев показал человека новой эпохи – это демократ-разночинец Базаров. На протяжении всего романа рядом с Базаровым показан его друг Аркадий. По убеждениям и происхождению они принадлежат...смотреть целиком