Женские образы в романе Тургенева «Отцы и дети» играют важную роль в деле раскрытия идейного содер­жания романа. Каждый женский образ вводится автором в повествование в качестве олицетворения определенных качеств человеческого характера: так, например, Фенечка олицетворяет женственность, мягкость, умение преданно и искреннее любить; Катя — практичность, уравнове­шенность, деловитость; Кукшина пародирует мировоззре­ние Базарова; мать Базарова становится символом мате­ринской любви и преданности. Образ же Анны Сергеевны Одинцовой, богатой, самостоятельной и умной женщины, выписан автором наиболее тщательно и объемно.

Нелегкий жизненный путь, который пришлось прой­ти этой молодой и привлекательной женщине, сформиро­вал и закалил ее сильный характер, благодаря чему она и стала самодостаточным человеком — рассудительным, уравновешенным, свободным от предрассудков. Дочь иг­рока, кутилы, неудачника, она смогла не опустить руки, даже оставшись в раннем возрасте без родителей и с ма­ленькой сестрой на попечении. Анна Сергеевна получила хорошее образование, к тому же, обладая от природы ост­рым умом, умением хорошо разбираться в людях, она, несмотря на свой молодой возраст, является весьма гар­монично развитой личностью. Ее сложно обмануть — она смотрит на все объективно, и в этом ей помогают прису­щие ей трезвость ума и ярко выраженная практичность. Анна Сергеевна — это не тот человек, который дает сво­боду чувствам, более того — она даже не способна на проявление сильных эмоций. Душевное спокойствие и равновесие — вот вещи, которые имеют для нее настоя­щую ценность, и, вспоминая сложный жизненный путь Анны Сергеевны, мы понимаем, почему.

В то же время образ Одинцовой является идеальным фоном для проявления эмоций Базарова. Душевное рав­новесие Базарова оказывается далеко не таким незыбле­мым, как ему бы того хотелось, в то время как сама Анна Сергеевна, сразу же раскусившая и трезво оценившая истинную сущность этого человека, остается непоколебимой. Именно чувства к Анне Сергеевне являются той лакмусовой бумажкой, которая помогает автору проде­монстрировать читателю внутренний конфликт Базарова, несостоятельность исповедуемых им убеждений и про­пагандируемых им идей. Эмоциональность, романтизм, пылкость — эти качества Базарова попросту перечерки­вают все принципы, декларируемые им же самим. То, что раздражало и возмущало Базарова в других, становится для героя источником сильнейших мучений, проявив­шись в его собственном характере.

Похожие сочинения

  1. Роль и место любовных историй в романе И. Тургенева "Отцы и дети"  Новое!
    Роман И. С. Тургенева "Отцы и дети" был написан в 1861 году - в том время, когда менялись вековые устои России. Одной из тем произведения является вечная тема любви. В романе мы видим яркие любовные истории: историю любви Павла петровича...смотреть целиком
  2. Проблема отцов и детей в романе И. С. Тургенева
    Проблему отцов и детей можно назвать вечной. Но особенно она обостряется в переломные моменты развития общества, когда старшее и младшее поколения становятся выразителями идей двух разных эпох. Именно такое время в истории России — 60-е годы XIX века...смотреть целиком
  3. Как раскрывается характер Базарова в отношениях с родителями
    Молодость — время для усвоения мудрости, старость — время для её применения. Ж.-Ж. Руссо Аркадий Кирсанов, погостив день в имении Базаровых, спрашивает своего старшего друга-учителя, любит ли тот родителей, и получает прямой ответ: «Люблю, Аркадий»...смотреть целиком
  4. Трагическое одиночество Базарова (по роману И. С. Тургенева «Отцы и дети»)
    Боже мой! Что за роскошь «Отцы и дети»!.. Болезнь Базарова сделана так сильно, что я ослабел, и было такое чувство, как будто я заразился от него. А. П. Чехов В образе Базарова И. С. Тургенев изобразил тип нового человека, который зарождался...смотреть целиком
  5. Природа в романе И. С. Тургенева "Отцы и дети"
    С самого начала своего творчества, с “Записок охотника”, Тургенев прославился как мастер пейзажа. Критика единодушно отмечала, что пейзаж у Тургенева всегда подробен и верен, он смотрит на природу не просто взглядом наблюдателя, но знающего человека....смотреть целиком
  6. Что я принимаю и что не принимаю в Базарове
    Трагизм судьбы Базарова выступает с особой силой на фоне финальной «простодушной комедии» других персонажей. Наспех, как бы небрежно, рисует Тургенев в эпилоге благоприятное существование Кирсановых, обитателей Марьина, и Одинцовой. Свое последнее проникновенное...смотреть целиком
  7. Об идейной моде и убеждениях в произведении И. С. Тургенева «Отцы и дети»  Новое!
    Иван Сергеевич Тургенев — один из наибо­лее замечательных русских писателей-реа­листов XIX века. Образованнейший человек своей эпохи, гу­манист, враг рабства и произвола, Тургенев многое видел и понимал, чувствуя назреваю­щие большие перемены в России....смотреть целиком