Стесненность интриги коллизиями, в свою очередь, отразилась на размещении отдельных ее частей, способствовала сближению завязки с кульминацией и кульминации с развязкой. Строго говоря, в романе «Отцы и дети» кульминация интриги почти совпадает с развязкой (XVIII глава): нетрудно убедиться, что на одной странице романа происходит кульминация интриги (объяснение Базарова с Одинцовой), а уже на следующей — развязка: Базаров через полчаса после объяснения передает Анне Сергеевне записку: «Должен ли я сегодня уехать — или могу остаться до завтра?», и после некоторого раздумья Анна Сергеевна решает бесповоротно: «… бог знает, куда бы это повело, этим нельзя шутить, спокойствие все-таки лучше всего на свете» (глава XVIII).

романа, в котором главную роль играл философский и политический диалог.

Из эпистолярного наследия Тургенева видно, что сюжет для него никогда не играл главной роли, а лишь способствовал раскрытию характеров. Характеры же различных героев возникали в процессе наблюдения над конкретными историческими лицами.

Различные исследователи художественных приемов творчества Тургенева совершенно правильно утверждают, что основной и первой задачей писателя являлось составление художественных биографий главных героев романа. Н. М. Гутьяр отмечает три фазиса работы Тургенева над романом: первый — «вынашивание», автором в своей душе главных типов и элементов романа; второй — подготовительная работа (сначала составление биографий отдельных лиц, затем фабула или конспект); третий — связное изложение задуманного.

Третий фазис, по терминологии исследователя, «постройка повестей, архитектурная сторона их», является самым сложным этапом работы писателя. Именно здесь проявлялась специфика Тургенева как художника, своеобразие его творческой манеры в отличие от других писателей-современников.

И действительно, если сопоставить романы Тургенева с. произведениями Гоголя, Гончарова, Достоевского, Л. Толстого, сразу можно обнаружить существенные композиционные различия в способах характеристики героев. Так, излюбленным гоголевским приемом является косвенная характеристика, раскрытие характера героя через окружающую его обстановку, вещи, предметы, одежду (например, Манилов, Собакевич). В романах Гончарова, как известно, преобладает портретно-бытовая характеристика персонажей, которая порой отличается натуралистической описательностью, наличием элементов физиологизма и в большинстве случаев статична (Обломов, Захар, Пшеницына). Достоевский выдвигает на первый план психологическую характеристику (Раскольников, Мышкин, Алеша Карамазов). Л. Толстой, синтезируя портретную и психологическую характеристики, дополняет и уравновешивает их характеристикой героя в действии и диалогом (Наташа Ростова, Андрей Болконский, Нехлюдов). У Толстого все способы характеристики героев даны в таком диалектическом единстве, что почти невозможно определить, какому же из них писатель отдает предпочтение.

Тургенев, хотя и пользуется всеми перечисленными способами характеристики героев, предпочитает главным образом диалог и портрет. Диалог в романах Тургенева играет настолько большую роль, что было бы неправильным сводить его к простому техническому приему писателя. Возросшая роль диалога определяется тематикой, идейным содержанием произведения. В социально-психологическом романе диалог дает возможность развивать актуальные политические проблемы, (X вещая их с разных точек зрения, наконец, в диалоге раскрываются, обн

Похожие сочинения

  1. Как раскрывается характер Базарова в отношениях с родителями
    Молодость — время для усвоения мудрости, старость — время для её применения. Ж.-Ж. Руссо Аркадий Кирсанов, погостив день в имении Базаровых, спрашивает своего старшего друга-учителя, любит ли тот родителей, и получает прямой ответ: «Люблю, Аркадий»...смотреть целиком
  2. Роль диалогов-споров в романе И.С.Тургенева "Отцы и дети"
    Диалоги-споры занимают важное место в романе И.С. Тургенева "Отцы и дети". Они являются одним из главных способов характеристики героев романа. Высказывая свои мысли, свое отношение к разным вещам и понятиям, человек открывает себя, свою...смотреть целиком
  3. Трагизм образа Базарова
    В романе И.С.Тургенева «Отцы и дети» поставлены политические, философские и нравственные проблемы. Произведение затрагивает так называемые «вечные вопросы»: взаимоотношения старшего и младшего поколения («отцов и детей»), любовь и дружба, выбор жизненного...смотреть целиком
  4. Конфликт двух мировоззрений в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети»  Новое!
    События, которые Тургенев описывает в романе, происходят в середине XIX века. Это время, когда Россия переживала очередную эпоху реформ. Название произведения наталкивает на мысль о том, что в нем будет разрешаться извечный вопрос — взаимоотношение поколений....смотреть целиком
  5. Образ Базарова в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети», его авторская оценка.
    И. С. Тургенев писал А. А. Фету: «Хотел ли я обругать Базарова или его превознести? Я этого сам не знаю, ибо я не знаю, люблю ли я его или ненавижу». В романе «Отцы и дети» изображается эпоха 50-х годов XIX века. Два лагеря: дворян и разночинцев....смотреть целиком
  6. Евгений Базаров — представитель нового времени
    Опубликованный в 1862 году роман И. С. Тургенева “Отцы и дети” незамедлительно привлек к себе внимание различных слоев русского общества благодаря описанию в нем жизни России 60-х годов XIX века. Это был период крайнего обострения общественной идейной...смотреть целиком
  7. Базаров 3
    Роман появился на свет в 1862 году. В романе писатель противопоставил, с одной стороны, либералов-дворян - братьев Кирсановых, с другой стороны, - нигилиста, разночинца Базарова. Базаров был чрезвычайно прост: никогда не юлил. Говорил, что думал....смотреть целиком