Страница: [ 1 ]  2  

Когда сегодня читаешь роман И.С. Тургенева «Отцы и дети», видишь, что вроде бы все в нем привычно, традиционно. Однако в момент появления «Отцов и детей» единства оценок произведения не наблюдалось. Роман оказался не «семейный», не «проблемный», не «любовный», а самый что ни на есть скандальный. Кажется, это был первый русский «политический» роман. Узел конфликтов, контрастный портрет эпохи, ярость человеческих отношений заставляли одних причислять создателя книги к авторам-провидцам, ставить в ряд великих национальных писателей, других - зло и беззастенчиво бранить последними словами.
Это было время, когда политическая, резко критическая литература поглотила все внимание публики. Так считал Лев Толстой, и в своей оценке ситуации он был не одинок. Тургенев, как видим, сделал осознанный шаг в сторону этой самой политической литературы.

Из чего исходил писатель, считавшийся в ту пору самым модным автором прежде всего среди молодежи? Можно сказать так: из желания постичь суть великой трагедии русского дворянства в XIX веке, желания понять людей и идеи, торжествовавшие в России того периода. Именно поэтому писателя интересуют больше всего отношения дворян - помещиков Николая и Павла Кирсановых и приехавшего к ним на каникулы сына бедного лекаря, будущего врача Евгения Базарова. Поэтому говорить о братьях Кирсановых, не касаясь Базарова, невозможно.

Я читаю начало начало романа, где речь идет о Николае Петровиче Кирсанове и его родителях: «Отец его, боевой генерал 1812 года, полуграмотный, грубый, но не злой русский человек, всю жизнь свою тянул лямку, командовал сперва бригадой, потом дивизией и постоянно жил в провинции, где в силу своего чина играл довольно значительную роль... Родительница его, из фамилии Колязиных, в девицах Agathe, а в генеральшах Агафоклея Кузьминишна Кирсанова, принадлежала к числу "матушек-командирш", носила пышные чепцы и шумные шелковые платья, в церкви подходила первая ко кресту, говорила громко и много, допускала детей утром к ручке, на ночь их благословляла, - словом, жила в свое удовольствие».

Читаю, и в памяти встают пушкинские типы: капитан Миронов и его капитанша Василиса Егоровна. Между прочим, Пугачев был казнен в 1774 году, а генерал-майор Кирсанов уволен в отставку в 1835 году. С исторической точки зрения Кирсанов немногим старше своего литературного предшественника. Так что Николай Петрович мог быть всего-то внуком капитана Миронова.

Пушкинский капитан, помнится, завещал дочери одну добродетель: жить, как жили они с Василисой Егоровной, - и потому, что дочь, и потому, что ничего другого передать ей он не мог. Случись быть сыну, легко предположить, завет выглядел бы несколько иначе, например: «Служи верно, кому присягнешь; слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся; от службы не отговаривайся; и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду».

Героям «Капитанской дочки» этого наследства хватило, чтобы Петру Андреевичу жениться на Марье Ивановне и потомству их жить счастливо в Симбирской губернии, передавая из поколения в поколе¬ние письмо Екатерины II, содержащее оправдание Петра Андреевича и похвалы уму и сердцу дочери капитана Миронова.

А вот поколению правнуков, судя по роману Тургенева, завет сей что-то не очень пришелся ко двору. И для сына Николая Кирсанова Аркадия, как можно видеть, базаровский нигилизм куда притягательнее чести смолоду. «Это все романтизм, чепуха, гниль, художество», - безапелляционно определит Базаров, когда разговор зайдет о воспитании. И небрежно, как это он часто делал, произнесет одну из своих знаменитых афористичных фраз: «Всякий человек сам себя воспитать должен - ну хоть как я, например...»

Будучи представителем нового поколения и выразителем новых взглядов, Базаров решительно отвергает саму возможность заслуг и пользы устаревших, не возрастом, а образом мыслей, людей «старого века», вроде Николая и Павла Кирсановых. Для него слушать «отцов», понимать их, ценить, принимать во внимание их опыт, даже обращать на них хоть какое-то внимание - занятие пустое и никчемное. «Пойдем лучше смотреть жука», - скажет Базаров, и Аркадий покорно отправится вслед за ним.

«В принсипы не верит, а в лягушек верит», - заметил Павел Петрович, имея в виду Базарова. Мне кажется, он все же ошибался. Люди наподобие Базарова не верят ни в принципы, ни в лягушек. Они верят исключительно в себя, в собственные идеи и принципы, установленные ими самими.

Базаров, даром что лекарский сын, из тех, для кого великая история начинается исключительно и непосредственно с них. В этом он, к со¬жалению, не одинок. И когда в звуке его голоса учтивому Павлу Петровичу слышится что-то грубое, почти дерзкое, то грубость и дерзость вполне соответствуют сути нового, революционного принципа-лозунга, впоследствии названного большевистским: «Кто не с нами, тот против нас». С Базаровых ведь и впрямь начиналась революционная эпоха. Просто Кирсановы об этом еще не догадывались.

Очевидно резкое различие этих трех героев во внешнем облике, одежде, прическах, манере поведения. Ухоженный и благоухающий Павел Петрович, добрый и романтический Николай Петрович - они несовместимы с равнодушным к своей внешности, грубоватым и бесцеремонным демократом Базаровым. Их взаимная антипатия еще больше усиливается под влиянием горячих, непримиримых споров, открываю¬щих их отношение к общественному строю, к религии, к народу, к путям переустройства мира, к роли искусства.

Павел Петрович вынужден признать, что в обществе не все в по¬рядке. Но Базаров не желает размениваться на мелочи, если прогнили основы. «Исправьте общество» - только в этом он видит пользу.






Узнав от племянника, что они с Базаровым все отрицающие нигилисты, не уважающие ничьи интересы и авторитеты, Павел Петрович с негодованием восклицает: «Нам дорога цивилизация. Нам дороги ее плоды...» В этих словах главный предмет спора между «отцами» и «детьми». Но в отличие от сидящих сложа руки аристократов нигилисты не склонны заниматься пустыми разговорами. Потому-то так дрогнул Павел Петрович, что поверил в реальность их намерения «действовать, ломать».

Павел Петрович умиляется стариной, патриархальностью. А База¬ров не желает мириться с грубейшим суеверием, которое «душит страну», в нем нет никакой сентиментальности или идеализации мужика, свойственных Кирсановым.

Нельзя сказать, что два брата одинаковы во всем. Достаточно вслушаться в споры, в которых сталкиваются эстетические позиции Базарова и Кирсановых. Николай Петрович любит и знает литературу и музыку, Павел Петрович равнодушен к искусству, ну а Базаров полагает, что читать Пушкина «никуда не годится», «пора бросать эту ерунду», что играть на виолончели мужчине «смешно», что порядочный химик в двенадцать раз полезнее всякого поэта.
Различно у героев романа и отношение к природе. Здесь против Базарова выступает еще и Аркадий. Это ему говорит Базаров: «И природа-пустяки в том значении, в каком ты ее понимаешь. Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник».

Любовь к Анне Сергеевне Одинцовой показывает, что душа Базарова бурлит от неиспользованных возможностей и неизведанных чувств. В истории же Павла Петровича любовь, ради которой он бросил все, зачеркнул свою карьеру, все-таки вытеснила из жизни все силы и при¬вела к духовной гибели этого по-своему хорошего человека.

Базаров сравнивает Николая Петровича с божьей коровкой. И впрямь у него много общего с этим спокойным и безвредным существом, которое, как известно, высоко не летает.
Безусловно, многое из того, за что ратуют Кирсановы, не вызывает симпатий. Но точно так же многое из присущего Базарову не может не отталкивать от него. И хотя сам Тургенев считал, что дуэль между Базаровым и Павлом Петровичем показывает комизм и пустоту элегантно- дворянского рыцарства, то есть выставляет смешным Кирсанова, мне представляется, что в данном случае не менее смешон и «великий революционер» Базаров.
Таким образом, в романе «Отцы и дети» Тургенев показал идейную борьбу двух поколений.


Страница: [ 1 ]  2  

Похожие сочинения

  1. Как раскрывается характер Базарова в отношениях с родителями
    Молодость — время для усвоения мудрости, старость — время для её применения. Ж.-Ж. Руссо Аркадий Кирсанов, погостив день в имении Базаровых, спрашивает своего старшего друга-учителя, любит ли тот родителей, и получает прямой ответ: «Люблю, Аркадий»...смотреть целиком
  2. Тургенев «Отцы и дети»
    Философские взгляды Базарова и их испытания жизнью В романе И.С. Тургенева « Отцы и дети» изображена Россия конца пятидесятых годов девятнадцатого века, время, когда демократическое движение только-только набирает силу. И в результате этого возникает...смотреть целиком
  3. Конфликт поколений в романе Тургенева «Отцы и дети»
    Более полувека Иван Сергеевич Тургенев находился в центре общественной и духовной жизни России и Западной Европы, стремясь, по его собственным словам, «в течение всего этого времени… воплотить в надлежащие типы и то, что Шекспир называет самый образ...смотреть целиком
  4. История создания и анализ романа "Отцы и дети" Тургенева И.С.
    Шесть романов Тургенева, созданных на протяжении более двадцати лет («Рудин» -1855 г., «Новь» -1876 г.), — целая эпоха в истории русского общественно-психологического романа. Первый роман «Рудин» был написан за рекордно короткий срок — 49 дней (с...смотреть целиком
  5. Базаров, нигилист, представляет «новых людей»
    Написание романа «Отцы и дети» совпало с важнейшими реформами 19 века, а именно отменой крепостного права. Век знаменовал собой развитие промышленности и естественных наук. Расширилась связь с Европой. В России стали принимать идеи западничества. «Отцы»...смотреть целиком
  6. Интеллигенты-дворяне в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети»
    Вот вы уважаете себя и сидите сложа руки. И. С. Тургенев Действие романа И. С. Тургенева «Отцы и дети» относится к 1859 году, а работу над ним писатель завершил в 1861 году. Время действия и создания романа разделяют лишь два года. То была одна из напряженнейших...смотреть целиком
  7. Роман И. С. Тургенева "Отцы и дети" в русской критике
    С выходом романа И. С. Тургенева “Отцы и дети” начинается оживленное обсуждение его в печати, которое сразу же приобрело острый полемический характер. Почти все русские газеты и журналы откликнулись на появление романа. Произведение порождало разногласия...смотреть целиком