Переломные моменты в истории всегда сопровождаются противоречиями и столкновениями. Столкновениями разных политических и общественных сил, столкновениями убеждений, взглядов, мировоззрений, культур. Такие времена неизменно выдвигают новые требования к людям. Старые принципы уходят в прошлое, а новые еще четко не сформировались. Потому люди, которые стараются успевать за временем — или опережать его, — обречены на одиночество и жизнь, полную драматических крушений. Таков герой известного романа И. С. Тургенева Евгений Базаров.

Базаров относится к поколению « новых людей ». Он — герой своего времени. Но этот герой не только оказался не понят обществом, не принят им, он был обречен на разочарование в своих принципах и в конечном итоге — на гибель. Виноват ли в этом он сам? Или виновато переломное, неустойчивое, полное противоречий время? Трудно дать однозначный ответ. Такие как он были нужны обществу. Нужны были и новые идеи. И Евгений стал выразителем этих идей. Проблема заключалась лишь в том, что идеи эти оказались неверными, идеалы потерпели крах. Базаров — центральный образ романа Тургенева. Вокруг него группируются все остальные персонажи, во взаимоотношениях с ним раскрывается сущность всех героев произведения, лишь подчеркивающих его силу, ум, глубину суждений, волю, характер. «Базаров все-таки подавляет все остальные лица романа», — писал автор «Отцов и детей». Перед нами раскрывается цельность и честность Базарова, его непримиримость к барству и рабству, его способность быть лидером и вести за собой, его чувство собственного достоинства, независимость. Но все же главная основа сюжета — постепенное нарастание одиночества молодого нигилиста в среде уездных аристократов.

В чем же причина этого трагического одиночества? Евгений сильная натура, он целеустремленный, умный, волевой молодой человек, свято верящий в свои идеалы. А идеалами его являются точные науки и логический подход ко всему происходящему на земле. Но в то же время он очень несчастлив. Возможно, это удел любого выдающегося, неординарного человека, незаурядной личности, не нашедшей достойного применения своим силам и знаниям. Конечно, у него есть приверженцы и поклонники. Но их роль сводится в основном к пародированию и подражанию манерам и поведению Базарова. А именно эти качества презирает в людях сам Евгений. Он стремится найти родственную душу, человека, который бы искренне разделял его взгляды, верил в его идеалы. Но таких людей вокруг него нет. Трагедия героя проявляется не только во взаимоотношениях с окружающими его людьми, не только в идейных спорах с аристократическими сословиями. Самый глубокий конфликт вызревает в душе Базарова. В глубине души он ищет любовь, но оказывается неспособным на настоящее серьезное чувство. Любовь, внезапно вспыхнувшая в его сердце, словно разделяет его душу на две части, которые находятся в постоянной борьбе. Теперь в нем начинают жить два противоположных человека: один — убежденный противник романтических чувств, отрицатель духовной составляющей любви; другой — страстная и одухотворенная натура, человек, столкнувшийся с таинством этого высокого чувства: «Он легко сладил бы с своей кровью, но что-то другое в него вселилось, чего он никак не допускал, над чем всегда трунил, что возмущало всю его гордость». Он мучается от отсутствия идеалов, но не может осознанно подойти к их поиску, добиться стабильности и гармонии в собственной жизни. Дорогие его уму «естественнонаучные» убеждения превращаются в принцип, которому он, отрицающий любые принципы, теперь преданно служит. Он постепенно начинает понимать, что жизнь намного сложнее того, что знают о ней «физиологи». А ведь он был уверен, что знает ответы на любые вопросы, что все в жизни может быть подчинено простому расчету и логике.

Основная трагедия героя Тургенева заключается в противоречивости его личности. Это деятельная натура, уверенный в себе образованный, целеустремленный человек. Но в то же время он очень эгоистичен, резок, порой даже груб, неудержим и самолюбив. Он не способен на жалость и сочувствие другим людям. «Мужчина должен быть свиреп», — заявляет Евгений. И всем своим поведением подтверждает эту мысль. Но так ли однозначен он в проявлении своих убеждений? Евгений Базаров отрицает романтизм и в то же время по своей сути является настоящим романтиком: «он с негодованием осознавал романтика в самом себе ». Он отрекается от прошлого, от родителей, от авторитетов, от «глупой жизни отцов», хотя сам признается, что на самом деле очень любит их. Он стремится принести пользу родине, но сомневается: «Нужен ли я России?» Он не понимает и не принимает трагедии в любви: «Нравится тебе женщина, старайся добиться толку; а нельзя — ну, не надо, отвернись — земля не клином сошлась», и сам оказывается безответно влюбленным в женщину. Он отрицает религию и в то же время говорит отцу: «Вы оба с матерью должны теперь воспользоваться тем, что в вас религия сильна». «Сделай милость, не говори красиво», — говорит он Аркадию в начале романа, а в конце восклицает: «Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет». Герой Тургенева — нигилист. Он отрицает все: религию, науку, семью, нравственность, искусство, любовь. Но жизнь устраивает ему проверку по всем перечисленным пунктам. И Базаров не выдерживает этой проверки. Его жизненные устои дают трещину. Базаров до конца не осознает этих противоречий, не хочет признаться самому себе в том, что ему присуще многое из, того, что он всю жизнь отрицал. И все же он все больше и больше чувствует, что чего-то не понял в этой жизни, где-то допустил ошибку.

Разочарование в собственных теориях сопровождается у героя разочарованием во всей своей жизни. Неверие в свое назначение, раздражение, скука усугубляют и без того тревожное душевное состояние героя. И с каждым шагом он все ближе к собственной гибели. Он участвует в навязанной ему Павлом Петровичем дуэли, при этом ломая себя, идя на поводу у предрассудков общества, играя не свойственную ему вычурно-комическую роль. Прощание Базарова с Аркадием еще больше подчеркивает его одиночество и обреченность на «горькую, терпкую, бобыльную жизнь». Казалось бы, Базаров умирает от нелепой случайности — пореза во время операции. Но эта смерть на самом деле не случайна. «Весь смысл романа заключается в смерти Базарова, — говорил Д. И. Писарев. — Незачем ему жить, так надо посмотреть, как он будет умирать».

На смертном одре трагическое осознание героем собственных заблуждений достигает особого накала. «И ведь тоже думал: обломаю дел много, не умру, куда! Задача есть, ведь я гигант! А теперь вся задача гиганта — как бы умереть прилично…» Умирая, Евгений вдруг ясно осознает бесполезность, ненужность прожитой жизни. Смерть оказывается сильнее его, а значит, не все можно преодолеть с помощью силы. Природа — единственное, что вечно на земле, а он считал ее мастерской. Теперь же он чувствует себя перед ней маленькой песчинкой, которую никто не заметит, а если и заметят, то завтра же забудут: «Я умру, и из меня лопух расти будет». Он готов слиться с окружающим миром, который всю жизнь отвергал. Но теперь мир не принимает его — даже после смерти железная ограда отделяет его от людей. Даже теперь он остается таким же одиноким, каким был при жизни.