Страница: [ 1 ]  2  

У романа И.С.Тургенева «Отцы и дети» удивительная судьба. Его не старит неумолимый бег времени, потому что проблемы, поставленные писателем, важны и актуальны, а решаются они по-разному каждым новым поколением. Главной проблемой в произведении является конфликт двух поколений: старого (семья Кирсановых) и нового (Евгений Базаров). Автора, человека неравнодушного, внимательно следящего за изменениями в общественной жизни, глубоко волновала возникшая опасность разрыва традиции преемственности поколений, забвения культуры прошлого. И.С.Тургенев считал, что сильная личность – это та, в которой живы вечные человеческие ценности, естественные основы жизни.

Эпизод «Ночь в Марьино», по-моему, помогает понять, прежде всего, авторскую позицию. Очень важна эта глава и для раскрытия внутреннего мира Николая Петровича Кирсанова. Мы понимаем, что герой – по-своему одаренный человек, мечтатель, романтик. Эти качества были очень важны для писателя, он считал их глубоко русскими, национальными.

Благодаря этому эпизоду мы понимаем всю невозможность и ненужность базаровской бравады по поводу отрицания природы. Здесь, в 11 главе, нашла свое отражение одна из важнейших идей И.С.Тургенева: все преходяще, природа вечна.

Именно с этих позиций я и хочу рассмотреть эпизод «Ночь в Марьино».

Эпизод логично связан с предшествующей главой, из которой мы узнаем о важном разговоре между Базаровым и Павлом Петровичем. Спор этот имел большое значение для характеристики героев, а через них и для выяснения общественного конфликта эпохи.

Николай Петрович, присутствующий в гостиной, согласен с братом. И вместе с тем он внимательно следит за сыном и болезненно переживает его реплики. Николай Петрович лишний раз убеждается в том, как далеко ушел от него Аркадий.

С грустными мыслями герой отправляется «в сад, в свою любимую беседку». Так начинается 11 глава. Заканчивается она тем, что Николай Петрович коротко объясняет брату свое душевное состояние и удаляется. Эпизод длится с вечера до ночи. Время летит для Кирсанова-отца незаметно, он предается мечтам и воспоминаниям, забывая обо всем. Фенечка прерывает его сладостное пребывание на природе. И вновь перед ним жизнь с теми же проблемами, заботами, огорчениями. Таков сюжет эпизода. Главным действующим лицом его является Николай Петрович Кирсанов.

Мы видим его в начале главы печальным, подавленным, одиноким. Ему больно, сердце его ноет и стонет, потому что нет гармонии в отношениях с самым родным человеком. Николай Петрович не понимает сына, хотя, казалось бы, сделано все, чтобы отношения между ними были иными. Герой может принять многое во взглядах молодых, но есть ценности вечные, незыблемые. Такими ценностями для Николая Петровича всегда были и будут поэзия, литература, природа.

«Но отвергать поэзию? Не сочувствовать художеству, природе?..» Для героя эти вопросы риторические. А многоточие, которое завершает предложение, придает ему ощущение неисчерпаемости, нескончаемости. Это своеобразная завязка эпизода. И сад, и беседка, и вопросы, от которых нет покоя сердцу, душе – это только начало постижения характера героя.

А дальше - великолепный пейзаж. Удивительная закономерность обнаруживается в произведениях И.С.Тургенева. Пейзаж в романе возникает тогда, когда герои размышляют, он созвучен настроению персонажей. Это мы видим и в эпизоде «Ночь в Марьино».

Красота тихого деревенского летнего вечера заставила Николая Петровича забыть о споре. Писатель, используя данный прием, подчеркивает важную мысль. Резкие высказывания Базарова не имеют ничего общего с реальностью, одним безапелляционным утверждением нельзя вычеркнуть из человека, из его жизни тот прекрасный и вечный мир, который окружает нас. Еще один прием, принцип контраста, помогает ярче почувствовать и понять этот важный для автора вывод. Ожесточенный спор сменяется умиротворенной, прекрасной картиной. И мы соглашаемся с И.С.Тургеневым: природа все-таки – храм, храм необыкновенный и вечный. Действительно, как можно не сочувствовать природе?

Мы видим пейзаж глазами Николая Петровича и понимаем, что это душевно тонкий человек, умеющий видеть необычное в обычном.

Прекрасный пейзаж никого не может оставить равнодушным. Так считает герой и автор. Отсюда использование различных художественных средств, помогающих воссоздать удивительную и поэтическую картину природы. Многочисленные олицетворения («солнце скрылось», «тень тянулась», «ветер замер», «лучи забирались», «поднималось небо», «лучи обливали»…); достаточно простые, но эмоциональные эпитеты («неподвижные поля», « теплый свет», «бледно-голубое небо», «обрумяненное зарей», «одинокая ветка») подчеркивают элегическое состояние души Николая Петровича. Именно он находится с природой в самых гармонических отношениях, он ищет в ней утешения, поддержки в трудные минуты жизни. Для него природа – живой организм. А для читателя становится и действующим лицом. Художественные средства помогают увидеть и это.

Таким образом, пейзаж открывает и новые грани характера героя, а с другой стороны, это и своеобразная полемика с Базаровым. И не только Николая Петровича, но и автора. Это и проверка целесообразности базаровского отрицания. Читатель лучше понимает героев и отношение к ним самого писателя.

Вместе с И.С.Тургеневым мы приходим к достаточно простой, но в то же время философской мысли: природа не зависит от событий, происходящих вокруг, а остается неизменно красивой. И еще – все сиюминутно: и споры, и обиды, и даже жизнь. Вечна лишь природа.

Этот эпизод многое открывает в самом герое. Меня поразил эпитет «одинокие думы». Ведь у Николая Петровича есть брат, сын, Фенечка. Но оказывается, он глубоко одинок. И кроме любимой беседки и «игры одиноких дум», у него ничего нет в настоящем. Все его мысли устремлены в прошлое, поэтому единственной дорогой для потерявшего « историческое зрение» человека становится «дорога воспоминаний». Но сколько эмоций, тепла, нежности бережно хранит его память: « невинно-пытливый взгляд», « туго закрученную косу над детской шейкой», « полуслова, полуулыбки», грусть и « задыхающуюся радость». Так видеть и ощущать может только человек, который живет своей внутренней жизнью, возле него тепло и спокойно, от него исходит какая-то душевная теплота. Его эмоциональность и романтичность подчеркивают риторические вопросы («Куда это все умчалось? …Отчего бы не жить им вечною, неумирающею жизнью?), и эпитеты, порой двойные («вечная, неумирающая жизнь», «задыхающаяся радость», «сладостные мгновения»), и прием умолчания, позволяющий читателю домыслить рисуемую картину, острее понять чувства героя. Его жизнь – в том «блаженном времени», в прошлом. Но, к сожалению, возврата туда нет. И.С.Тургенев – виртуозный художник. Он сумел мастерски изобразить переживания героя, его мысли, эмоции, чувства. Автору не понадобились для этого пространные монологи. Он в совершенстве владеет другим средством изображения внутреннего мира героя – психологизмом.

Блаженство, теплоту, воображаемые «туманные волны» прерывает голос Фенечки. Я думаю, что это кульминация эпизода. «Он вздрогнул» На него вновь обрушилось настоящее: старость, одиночество, непонимание. «Волшебный мир» исчез. «Все потемнело и затихло». Вновь прием контраста помогает увидеть ту непреодолимую границу, которая возникла между прошлым и настоящим.

Пора возвращаться. Но душа болит, слезы наворачиваются на глаза. То спокойствие и блаженство, которые испытал герой в саду, временные. А что впереди? Насмешки Базарова, осуждение Аркадия? Или что-то другое? «Ищущая, неопределенная, печальная тревога» не унимается не только в герое, но и в читателе. Но, несмотря на усталость души, Николай Петрович способен еще видеть небо, «где уже роились и перемигивались звезды». И мы верим, что трудности не сломят героя, житейские невзгоды не отнимут у него умения быть духовно зорким, сердечным. Самому автору герой бесконечно близок. Не случайно он написал: «Николай Петрович – это я…»

Завершается эпизод встречей Николая Петровича с Павлом Петровичем. Из этого микроэпизода мы видим, как духовно далеки братья друг от друга, как не похожи они.


Страница: [ 1 ]  2  

Похожие сочинения

  1. Проблема отцов и детей в романе И. С. Тургенева
    Проблему отцов и детей можно назвать вечной. Но особенно она обостряется в переломные моменты развития общества, когда старшее и младшее поколения становятся выразителями идей двух разных эпох. Именно такое время в истории России — 60-е годы XIX века...смотреть целиком
  2. Роль и место любовных историй в романе И. Тургенева "Отцы и дети"  Новое!
    Роман И. С. Тургенева "Отцы и дети" был написан в 1861 году - в том время, когда менялись вековые устои России. Одной из тем произведения является вечная тема любви. В романе мы видим яркие любовные истории: историю любви Павла петровича...смотреть целиком
  3. Сила и слабость базаровского нигилизма
    Главный герой романа И.С.Тургенева «Отцы и дети» - Евгений Базаров. Он называет себя нигилистом. Нигилизм – это убеждения, основанные на отрицании всего предшествующего опыта человеческой мысли, на разрушении традиций и социальных норм. В России это...смотреть целиком
  4. Тема дружбы в романе И.С.Тургенева "Отцы и дети" Базаров и Аркадий
    В романе «Отцы и дети», опубликованном в 1862 году, И.С.Тургенев раскрыл образ нового героя русской жизни. Базаров – нигилист, революционер-демократ. Это сильная личность, способная оказывать влияние на других людей. Базаров уверен в себе, наделен природным...смотреть целиком
  5. Сюжетно композиционные особенности романа И. С. Тургенева «Отцы и дети»  Новое!
    Композицию романа И. С. Тургенева «Отцы и дети» можно назвать замедленной кольцевой. Движение героев в романе сосредоточено между пятью пунктами: Хохловские выселки -Марьино — город*** — Никольское — деревня родителей Базарова. Второстепенным пунктом...смотреть целиком
  6. Роль пейзажа XI главы в романе И.С. Тургенева "Отцы и дети"
    В романе "Отцы и дети" И.С. Тургенев постоянно включает в текст описания природы. С одним из таких описаний мы встречаемся в XI главе романа. Прекрасная живописная картина открывается нам здесь: "…солнечные лучи, с своей стороны, забирались...смотреть целиком
  7. Образ «нового человека» и отношение автора к нему в романе Тургенева «Отцы и дети»  Новое!
    Отношение автора к созданному им художественному образу не укладывается в расхожие представления о добром или злом, положительном или отрицательном герое. Н. В. Гоголь неоднократно признавался в любви к Собакевичу, Плюшкину, Манилову, открыто заявлял,...смотреть целиком