С первых же страниц романа «Отцы и дети» мы убеж­даемся, что И. С. Тургенев — истинный художник-пор­третист: он немногословно, но метко схватывает самую суть персонажа, проявляя его изюминку, его характер. Кроме того, в портретном описании героев Тургенев проявляет свое отношение к персонажам. Как иронич­но, но без симпатии, он описывает в самом начале про­изведения слугу Петра, «молодого и щекастого малого, с беловатым пухом на подбородке и маленькими тусклы­ми глазенками», «в котором все: и бирюзовая сережка в ухе, и напомаженные разноцветные волосы, и учтивые телодвижения, словом, все изобличало человека новей­шего, усовершенствованного поколения». Моментально создалось впечатление неискреннего, подхалимоватого, непорядочного. Даже не прибегая к теории физиогноми­ки, можно почувствовать, что «маленькими тусклыми глазенками» и «учтивыми телодвижениями» автор бы положительного, благородного персонажа не наделил.

Совершенно иначе звучит голос автора в описании главного героя — Евгения Базарова: «длинное и худое (лицо), с широким лбом, кверху плоским, книзу заост­ренным носом, большими зеленоватыми глазами и ви­сячими бакенбардами песочного цвету, оно оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум». Этот краткий и емкий портрет одновременно и располага­ет к герою, но и почему-то настораживает. Не прозвучало В тоне Тургенева ни восхищения, ни неприязни. Эта сдер­жанность писателя позволяет читателю самому выбирать, как относиться к Базарову, автор не навязывает своего отношения к персонажу.

С явной симпатией описывает И. С. Тургенев предста­вителя «отцов» — Павла Петровича Кирсанова: «чело­век среднего роста, одетый в темный английский съют, модный низенький галстух и лаковые полусапожки... На вид ему было лет сорок пять: его коротко остриженные седые волосы отливали темным блеском, как новое се­ребро; лицо его, желчное, но без морщин, необыкновенно правильное и чистое, словно выведенное тонким и легким резцом, являло следы красоты замечательной; особенно хороши были светлые, черные, продолговатые глаза. Весь облик Аркадьева дяди, изящный и породистый, сохра­нил юношескую стройность и то стремление вверх, прочь от земли, которое большею частью исчезает после двад­цатых годов».

Однако убийственная характеристика любовной дра­мы Павла Петровича, выраженная одним словом — «тас­кался» за «объектом» своего обожания, — делает холено­го героя жалким, маленьким и ничтожным.

На мой взгляд, портреты основных представителей обе­их конфликтующих в романе сторон — Базарова и Пав­ла Петровича — написаны Тургеневым в ярких, сочных красках. И это еще больше заостряет конфликт, ведь куда проще принять чью-то сторону, когда один из оппонентов отталкивающий, уродливый...

Зато на «мнимых последователей» Базарова Тур­генев не жалеет неприязни и брезгливости. Суетли­вый, визгливый, дерганый, весь какой-то размазанный, истеричный — таким предстает читателю Ситников. Что до эмансипированной Кукшиной, то она выписана авто­ром еще более неприглядно: она неряшлива, груба, му­жиковата, склонна к алкоголю, а «выражение ее лица неприятно действовало на зрителя. Невольно хотелось спросить у ней: «Что ты, голодна? Или скучаешь? Или робеешь? Чего ты пружишься?» Разве такими мы при­выкли видеть женские образы Тургенева?

Но вот в портрете милой, скромной, богобоязненной Фенечки засияли самые теплые, самые ласковые краски. Здесь писатель не скупится на нежные эпитеты, умень­шительно-ласкательные формы слов, которые выдают ав­торскую любовь к персонажу: «Это была молодая жен­щина лет двадцати трех, вся беленькая и мягкая, с тем­ными волосами и глазами, с красными, детски пухлявы­ми губками и нежными ручками. На ней было опрятное ситцевое платье; голубая новая косынка легко лежала на ее круглых плечах». Описывая знакомство Николая Петровича с Фенечкой, Тургенев дополняет образ жен­ской невинности и кротости: «чистое, нежное, боязливо приподнятое лицо... невинные, слегка раскрытые губы, из-за которых влажно блистали на солнце жемчужные зубки». Этот портрет может показаться бесхитростным и простым, но эта простота — гениальна.

Теми же простыми, но теплыми словами описывает автор мать Базарова, Арину Власовну. Миловидная, пух­ленькая, круглолицая, опрятная, чувствительная, на­божная, глубоко любящая мужа и сына, не вникающая в мужские дела, простая, но вовсе не глупая — « настоящая русская дворяночка прежнего времени». «Подобные жен­щины теперь уже переводятся. Бог знает — следует ли радоваться этому!», — невесело заключает автор.

Совсем иным тоном говорит Тургенев об Одинцовой, женщине «высокого роста, в черном платье... Она по­разила его достоинством своей осанки. Обнаженные ее руки красиво лежали вдоль стройного стана; красиво па­дали с блестящих волос на покатые плечи легкие ветки фуксий; спокойно и умно, именно спокойно, а не задум­чиво, глядели светлые глаза из-под немного нависшего белого лба, и губы улыбались едва заметною улыбкою. Какою-то ласковой и мягкой силой веяло от ее лица». Одинцова загадочна, прекрасна и — холодна. «Как она себя заморозила» — говорит о ней Базаров. И впоследс­твии Одинцова подтверждает свое желание, но невозмож­ность «оттаять», испытать сильные чувства. Покой для нее остается дороже всего, а страсть Базарова ее пугает.

Тургенев как художник в полной мере проявил себя в романе «Отцы и дети», создав галерею неповторимых, разноплановых, красочных портретов, каждый из кото­рых подчеркнул уникальность, тонкость души каждого героя.

Похожие сочинения

  1. Евгений Базаров — представитель нового времени
    Опубликованный в 1862 году роман И. С. Тургенева “Отцы и дети” незамедлительно привлек к себе внимание различных слоев русского общества благодаря описанию в нем жизни России 60-х годов XIX века. Это был период крайнего обострения общественной идейной...смотреть целиком
  2. Ситников, Кукшина
    Ситников – псевдонигилист, считающий себя учеником Базарова. Он пытается, так же, как и его кумир, быть свободным и дерзким. Однако его подражание выглядит комичным. «Нигилизм» С. понимает как преодоление своих комплексов. Он стыдится, например, своего...смотреть целиком
  3. Новый герой русской литературы XIX века
    Сила без содержания. И. С. Тургенев «Отцы» и «дети» у Тургенева — это именно дворяне и разночинцы, их непримиримые противоречия отразились в его романе с такой ясностью и отчетливостью, были изображены с такой художественной силой, что само произведение...смотреть целиком
  4. Базаров — революционер демократ  Новое!
    Роман Тургенева «Отцы и дети» был написан через два года после романа «Накануне», о котором критик Н.Добролюбов писал: «Cтарая общественная рутина отживает свой век... и в литературе явится полный, резко и живо очерченный образ русского Инсарова. И недолго...смотреть целиком
  5. Характер конфликта в романе И. С. Тургенева "Отцы и дети"
    Общественно-политическая и историческая обстановка в России в конце 50-х годов XIX века была очень неясной и напряженной. Поражение в Крымской войне, рост активности народных и общественных масс, кризис помещичьего хозяйства, начало изменения сознания...смотреть целиком
  6. Базаров и Аркадий. Сравнительная характеристика  Новое!
    Базаров и Аркадий. Сравнительная характеристика. В 1862 году Тургенев пишет роман Отцы и дети. В этот период намеҹается оконҹательный разрыв между двумя общественными лагерями: либеральным и революционно-демократиҹеским....смотреть целиком
  7. Афоризмы в романе Тургенева «Отцы и дети»  Новое!
    Половина стихов "Горя от ума" вошла в пословицы, как и предсказывал А. С. Пушкин. О баснях Крылова нечего и говорить. Но в русской литературе существует еще один источник афоризмов — роман И. С. Тургенева "Отцы и дети". Может быть,...смотреть целиком