Роман появился на свет в 1862 году. Тургеневу как великому художнику удалось запечатлеть в нем несколько ярких эпизодов идейной борьбы между основными общественными силами в России конца 50-х годов 19 века. В то время самым животрепещущим был вопрос об отмене крепостного права. В ходе подготовки реформы 1861 года четко выявились противоположные позиции либералов-дворян и революционных демократов; революционные демократы Чернышевский и Добролю-бов ясно видели крепостнический характер готовящейся реформы; либералы, напротив, возлагали на реформу большие надежды, считали ее чуть ли не единствен-ным средством крестьянского вопроса. Так на реформу смотрел и сам Тургенев. В романе писатель противопоставил, с одной стороны, либералов-дворян - братьев Кирсановых и в какой-то степени Аркадия, с другой стороны, - нигилиста, разночин-ца Базарова.Базаров был выходцем из семьи штабного лекаря и с детства видел, как его отец помогает людям в большинстве своем бедным, нуждающимся и впоследствии сам стал медиком. Базаров был чрезвычайно прост: никогда не юлил; говорил, что думал; одевался просто даже в какой-то мере старомодно: балахон с кистями, шляпа с большими полями, но это, одежда, его не тревожило, он носил что есть и что удобно, мода его не волновала; говорил он простыми всем понятными, словами, не употреб-лял в разговоре иностранных слов. Внешность Базарова была непривлекательна: " Ну, красавчик не красавчик,- заметил Василий Иванович, - а мужчина, как говорится: настоящий".Базаров довольно сдержанный человек, он не позволяет себе чрезмерной радости и сам не признает чувства, хотя отношение свое к родителям он называет любовью, но уж очень странная это любовь суровая и жестокая: после долгого отсутствия дома он, наконец-то, изволил пожаловать, но через три дня снова уезжает, потому что ему мешают работать родительские заботы, их внимание. Он поступает эгоистично, не думал об отце и о матери, которая боялась вообще не увидеть единственного сына.Базаров - нигилист - "человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа в веру, каким бы уважением не был окружен этот принцип". Базаров - враг отвлеченной науки. Он ратует за науку прикладную, за конкретные ремесла. Недаром в спорах с братьями Кирсановыми он говорит, что порядочный химик, в двадцать раз полезней всякого поэта. Поэзию он считает ерундой, романтизм - вздором и удивляется легкомыслием Николая Петрови-ча, человека преклонных лет, который читает стихи и играет на виолончели. Так же Базаров отрицал изобразительное искусство. "По-моему, Рафаэль гроша медного не стоит, а русские художники еще хуже". Если Кирсановы смотрели на природу, как на храм красоты, то Базаров говорит, что "...природа - пустяки в том значении в каком ты (Аркадий) ее понимаешь. Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работ-ник". О русских людях Базаров тоже не лестного мнения, а ученых русских для него не существует, а есть немецкие ученые. Базаров умен, он не останавливается на одной химии и медицине, его интересуют все естественные науки. Базаров очень трудолю-бив: каждое утро встает рано, даже в гостях он не церемонится и в первое утро отправляется бродить по окрестностям в поисках экспонатов для опытов. Базарова тут же полюбили деревенские ребятишки и с удовольствием помогали ему. Базаров и с ними очень прост в общении, и в одном из споров с Павлом Петровичем он с гордостью говорит и доказывает свою б

Похожие сочинения

  1. Роль и место любовных историй в романе И. Тургенева "Отцы и дети"  Новое!
    Роман И. С. Тургенева "Отцы и дети" был написан в 1861 году - в том время, когда менялись вековые устои России. Одной из тем произведения является вечная тема любви. В романе мы видим яркие любовные истории: историю любви Павла петровича...смотреть целиком
  2. Конфликт поколений в романе Тургенева «Отцы и дети»
    Более полувека Иван Сергеевич Тургенев находился в центре общественной и духовной жизни России и Западной Европы, стремясь, по его собственным словам, «в течение всего этого времени… воплотить в надлежащие типы и то, что Шекспир называет самый образ...смотреть целиком
  3. Какую роль играют образы Кукшиной и Ситникова в романе "Отцы и дети"
    В романе «Отцы и дети» Тургенев изобразил общественно-политическую борьбу в России накануне реформы 1861 года. Прогрессивно настроенные русские люди понимали, что изменения в обществе необходимы, что старый экономический уклад и старое государственное...смотреть целиком
  4. Проблема нигилизма в романе И. С. Тургенева "Отцы и дети"
    Роман И. С. Тургенева “Отцы и дети” был опубликован в 1862 году. Он сразу привлек внимание широких общественных кругов России и с тех пор продолжает вызывать огромный интерес читателей как остротой поставленных в нем вопросов, так и своими художественными...смотреть целиком
  5. Женские образы в прозе И.С.Тургенева
    В любом романе И.С.Тургенева главные герои проходят испытание любовью. Это самое личное из всех человеческих чувств позволяет раскрыть духовные возможности, глубинные основы каждого характера. Женщины во многих произведениях писателя – исключительные...смотреть целиком
  6. Жанровые и композиционные особенности романа И. Тургенева "Отцы и дети"
    “Отцы и дети” — это социально-психологический роман, в котором главное место отведено общественным коллизиям. Произведение построено на противопоставлении главного героя — разночинца Базарова — и остальных персонажей. В столкновениях Базарова с другими...смотреть целиком
  7. Базаров Василий Иванович — отец Евгения  Новое!
    Базаров Василий Иванович — отец Евгения, представитель уходящего в прошлое патриархального мира, напоминанием о котором Тургенев заставляет почувствовать движение истории и более всего — драматизм этого движения. Василий Иванович отставной штаб-лекарь,...смотреть целиком