Страница: [ 1 ]  2  3  

Никто, кажется, не подозревает, что я попытался в Базарове представить трагическое лицо, а все толкуют: зачем он так дурен? или — зачем он так хорош? И. С. Тургенев
“Роман "Отцы и дети" шевелит ум, вызывая при этом высокое наслаждение безупречной художественной формой”, — писал Писарев. Критик прав: роман будит мысль, и эта мысль — о тургеневском Базарове, но также обо всех базаровых в нашей жизни, бунтарях и ниспровергателях авторитетов. Роман Тургенева — о великом трагическом переломе во взглядах на человека, происшедшем в 60-е годы XIX века в России. Схватились не на жизнь, а на смерть законы, по которым жили "отцы" , и новая материалистическая теория переделки сознания человека и мира.
Особенностью Ивана Сергеевича Тургенева как писателя является его необычайная чувствительность к живым проблемам современного общества. Так, например, в своих произведениях “Новь” и “Дым” писатель говорит о нарождающемся движении народников; в романе “Отцы и дети” обращает внимание читателя на такое явление, как нигилизм.
Действие романа происходит в 1959 году, эта дата точно обозначена автором. Россия в это время переживает второй подъем русского освободительного движения. После восстания декабристов около тридцати лет длилась эпоха реакции. Народ был напуган, лучшие люди были сосланы в Сибирь, лишь немногие из них вернулись в столицу.'
Теперь на смену дворянам-либералам приходят разночинцы. Это были представители различных сословий: дети священников, чиновников, ремесленников, мелкопоместных дворян. Из этих людей, различных по взглядам и свободных от сословных предрассудков, формировались революционеры-демократы. В шестидесятых годах между ними и либералами произошел раскол по крестьянскому вопросу. Время было очень бурное: студенческие выступления, гневные статьи в журналах и газетах, направленные в защиту народа.
Итак, 1859 год. Два года остается до отмены крепостного права. Образованные люди понимают, что нужно что-то изменить в жизни крестьян, больше так продолжаться не может. Этих взглядов придерживается и главный герой романа Базаров.
Отличие главного персонажа романа от окружающих его действующих лиц очевидна: прямота взглядов, независимый образ мыслей, отрицание всех принципов и законов жизни. Он нигилист, “который ко всему относится с критической точки зрения”, “не склоняется ни перед какими авторитетами, не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением ни был окружен этот принцип”.
С одной стороны, Базарову простительно не признавать авторитетов. Даже в Библии сказано: “Не сотвори себе кумира”. Но с другой стороны, его нигилизм доходит до совершенной глупости. Таково его отрицание поэзии, живописи. “Рафаэль гроша медного не стоит”, “...порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта”, — такие высказывания поражают окружающих.
Главный герой во многом ошибается, отвергая любовь, жалость, нежность и другие человеческие чувства. Он смеется над ними, презрительно называя их “романтизмом”. Порой он сам себе противоречит. Так, например, в разговоре с Анной Сергеевной Одинцовой Базаров говорит: “Все люди друг на друга похожи как телом, так и душой... Достаточно одного человеческого экземпляра, чтобы судить обо всех других”. Это позже Евгений скажет: “Всякий человек — загадка”.
Евгения Базарова ни в коем случае нельзя назвать “лишним человеком”. В отличие от Онегина и Печорина он не скучает, а много работает. Перед нами очень деятельный человек, у него “в душе силы необъятные”. Одной работы ему мало. Чтобы действительно жить, а не влачить жалкое существование, как Онегин и Печорин, такому человеку нужна философия жизни, ее цель. И она у него есть.
Базарова сильно волнуют проблемы России. Евгений отвергает существующий в стране порядок. Правда, у него нет определенной программы для изменения социального строя и жизни всех людей. “И если он называется нигилистом, то надо читать — революционером”, — писал Тургенев.
Базаров признается, что не "имеет плана", не знает, что и как строить. "В теперешнее время полезнее всего отрицание — мы отрицаем", — гордо заявляет он, объявляя себя представителем потребностей и стремлений народа, одновременно презирая его суеверия, леность, пьянство, беспомощность. Можно было бы списать позицию Базарова на грехи молодости, на неопытность, на гражданскую боль... Можно по-разному "прочитать" эту сцену поединка: кому-то, наверное, покажется, что нигилист прав, рубя со всего размаху под корень старую жизнь.
Но ведь он предлагает разрушение не столько политического уклада, сколько всех основ бытия: морали, этики, культуры, традиций, видя только дурное, несовершенное в окружающем мире. Что это за человек, для которого все вокруг плохо? Плохо, когда человек любит музыку, молитвенно относится к природе. И подумаем, к чему привел такой нигилизм в нашей истории? Земля изгажена, загрязнена химическими удобрениями, леса варварски вырублены, в реках промышленные отходы — вот финал подобного взгляда на природу.
По Базарову, плохо, когда мужчина видит в женщине не "богатое тело", а загадочный взгляд, воспринимает другого человека не с точки зрения "печенки", "селезенки", "радужной оболочки глаза", а как духовную ценность, уникальность, неповторимость. Ему невдомек, что каждый человек — это космос, тайна. Для Евгения плох Аркадий, соблазнившийся "свеженькой Катей", чтобы построить семью, плохи родители-старики с их чудачеством, слезами, обращением "Енюшечка"...
Конечно, Базаров не в силах подавить в себе простые человеческие чувства. И чем дальше он пытается сделать это, тем яростнее они прорываются наружу. Примером этому может служить неистовая любовь Евгения к Одинцовой. Это чувство “мучило и бесило” его, но любовь оказалась безответной. Его “страстное, грешное, бунтующее сердце” натолкнулось на холодный отказ. Создается впечатление, что какие-то всемогущие внешние силы наказывают Базарова за его попытку перевернуть мир, за его отрицание естественной природы вещей.
Нельзя не отметить больное самолюбие Базарова. “И самолюбие какое-то противное”, — говорит о нем Павел Петрович Кирсанов. Писарев в своей статье “Базаров” пишет об этом следующее: “Базаров чрезвычайно самолюбив, но самолюбие его незаметно именно вследствие своей громадности. Он так полон собою и так непоколебимо высоко стоит в собственных глазах, что делается почти совершенно равнодушным к мнению других людей”. Именно вследствие своего равнодушия он не любит высказывать свои мысли, спорить с кем-либо. Евгений в этом не нуждается, так как ему нет необходимости доказывать свою правоту: он стоит выше всего этого. У этого человека есть собственное мнение, которым он чрезвычайно дорожит, и ему все равно, думают ли так же окружающие.
Базаров — откровенный циник. По словам того же Писарева, “...в цинизме Базарова можно различить две стороны — внутреннюю и внешнюю: цинизм мыслей и чувств и цинизм манер и выражений”. Всем заметна его развязность и независимость поведения. Павла Петровича это внутренне коробило; “Его аристократическую натуру возмущала сове

Похожие сочинения

  1. Тема любви в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети»
    Роман И. С. Тургенева «Отцы и дети» как нельзя лучше раскрывает умение писателя угадывать «новые потребности, новые идеи, вносимые в общественное сознание». Носителем этих идей в романе выступает демократ-разночинец Евгений Базаров. Оппонентом героя...смотреть целиком
  2. Роль диалогов-споров в романе И.С.Тургенева "Отцы и дети"
    Диалоги-споры занимают важное место в романе И.С. Тургенева "Отцы и дети". Они являются одним из главных способов характеристики героев романа. Высказывая свои мысли, свое отношение к разным вещам и понятиям, человек открывает себя, свою...смотреть целиком
  3. «БАЗАРОВ и ОДИНЦОВА. Испытание любовью»
    Цели урока: Образовательная - углубление знаний учащихся о характере главного героя на основе сопоставления его с другими персонажами романа через раскрытие их сложных взаимоотношений; Воспитательная - воспитание культуры чувств, серьезного отношения...смотреть целиком
  4. Смысл заглавия романа "Отцы и дети"
    Роман “Отцы и дети” — одно из лучших произведений прекрасного русского писателя И.О. Тургенева. Написанное во второй половине девятнадцатого века, это произведение остается популярным и читаемым и в наше время. Причин этому множество: и вечные темы...смотреть целиком
  5. Зачем в романе "Отцы и дети" представлена история счастливой любви Аркадия Кирсанова и Кати Локтевой  Новое!
    Блажен, кто смолоду был молод, Блажен, кто вовремя созрел, Кто постепенно жизни холод Слетами вытерпеть умел; Кто странным снам не предавался, Кто черни светской не чуждался, Кто в двадцать лет был франт иль хват, А в тридцать выгодно женат; Кто...смотреть целиком
  6. Младшее поколение в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети»
    В романе “Отцы и дети” И. С. Тургенев повествует о конфликте двух поколений на примере семей Кирсановых и Базаровых. Ни одно поколение не может иметь одинаковых взглядов, поэтому конфликты между детьми и родителями в разных семьях различны. Большое...смотреть целиком
  7. Сатирические мотивы и их роль в романе И. С. Тургенева "Отцы и дети"
    Сюжет романа И.С. Тургенева "Отцы и дети" заключен в самом его названии. Невольное противостояние старшего и младшего поколений, обусловленное изменяющимся духом времени, можно рассматривать как в трагическом ключе (Ф.М. Достоевский в романе...смотреть целиком