На разных уровнях (в личном общении, в поступках людей, в природе, в общественных отношениях) читатель, вслед за автором, наблюдает явления (разной окраски, тональности и силы): словесные схватки за столом Кирсановых — дуэль Павла Петровича и Базарова — сословная идейная вражда дворян и разночинца- демократа — борьба за существование народа и всего живого в природе.

И хотя эти столкновения, разногласия, борьба не всегда увенчиваются победой одной из сторон, они играют в «Отцах и детях» роль стимуляторов развития личной, общественной, национальной, мировой жизли или являются одним из средств характеристики общественного статуса героя, уровня его духовной жизни. Весьма значительно названы в романе кризисные исторические даты, выразительно расставленные исторические вехи: 1812 — 1825 — 1848 — 1859 годы Отец братьев Кирсановых — «боевой генерал 1812 года, — полуграмотный, грубый, но не злой русский человек, в силу своего чина и фал довольно значительную роль» в провинции. Отец Базарова — лекарь в его бригаде — до сих пор с гордостью вспоминает, что у «князя Витгенштейна (фельдмаршала русской армии, участника Отечественной войны и турецкой кампании) пульс щупал», Он же таинственно сообщает сыну и Аркадию, что «знал на* перечет тех-то, в южной армии, по четырнадцатому, вы понимаете», то есть знал будущих декабристов, о которых и через несколько десятилетий говорит с опаской События Отечественной войны и четырнадцатого декабря 1825 года, судя по некоторым деталям в авторских зарисовках, не оставили сколько-нибудь заметных следов в сознании обитателей Марьино — Кирсановых.

Не заметно, чтобы общественно-политическое состояние русской жизни кризисного времени — кануна падения крепостного права — было глубоко и взволнованно осмыслено братьями Кирсановыми. Их духовному миру оказались недоступны ни трезвая оценка настоящего, ни прогнозирование будущего, судьбы своего сословия, народа, разночинной интеллигенции. А между тем приближалась уже пора, когда, по словам их современника из лагеря «нигилистов» Н В Шелгунова, начнется практическое продолжение «освобождения крестьян» — «отрицание прежнего крепостнического быта со всеми его последствиями». В финале Тургенев как будто уравнял двух противников: Базарова и Павла Петровича: оба остаются одинокими. Но База- ров и перед смертью мучается вопросом, был ли он нужен России, а Павел Петрович, «живой мертвец», удалившись на расстояние от родины, придерживается (впрочем, весьма абстрактно) «славянофильских воззрений», предметным символом которых является серебряная пепельница в виде мужицкого лаптя на его письменном столе.

Само название тургеневского романа говорило об остроте авторского чувства современности. Заглавие несло в себе многозначное содержание: родственные связи и разногласия, смена поколений, историческое движение. В центре — «добролюбовская» актуальная ситуация: герой времени в борьбе с отечественными противниками. Осуществление этого сложного замысла потребовало от автора большого напряжения творческих сил, глубоких раздумий, «согласования» с жизненными обстоятельствами своих решений, беспощадной проверки их и советов, отзывов современников, как доброжелательных, так и враждебных.

Внимательному читателю не трудно уловить «баэаровские» обличительные, иронические интонации, его лексику в тургеневском изображении «безобразного состояния общества», в характеристиках «просвещенного» сановника, «туза» Колязина, «прогрессиста» губернатора, «эмансипе» Кукшиной, водевильно-суетливого Ситникова. В иных же случаях открыто приводя резкие суждения Базарова (о Павле Петровиче — «дрянь», «ари- стократишка», «чудак», «архаическое явление», «феодал»; о Николае Петровиче — «человек отставной»; о дворянах вкупе — «проклятые барчуки»), писатель вносит свои коррективы.

Он смягчает, например, базаровские оценки братьев Кирсановых, показывая их «хорошими представителями дворянства»: они гуманны с мужиками, сохраняют лучшие традиции своего сословия: честь, благородство, чувство собственного достоинства, культуру поведения, человеческого общения. Но при этом автор преследует и другую цель — заставить читателя задуматься: «Если сливки плохи, то что же молоко?» Заметна большая симпатия Тургенева к Николаю Петровичу, безыскусственному, доброму человеку, романтику в любви к близким, к природе, искусству. Но, подобно Базарову, он не прощает этому герою праздности, бесхозяйственности.

Похожие сочинения

  1. Проблема отцов и детей в романе И. С. Тургенева
    Проблему отцов и детей можно назвать вечной. Но особенно она обостряется в переломные моменты развития общества, когда старшее и младшее поколения становятся выразителями идей двух разных эпох. Именно такое время в истории России — 60-е годы XIX века...смотреть целиком
  2. Трагизм образа Базарова
    В романе И.С.Тургенева «Отцы и дети» поставлены политические, философские и нравственные проблемы. Произведение затрагивает так называемые «вечные вопросы»: взаимоотношения старшего и младшего поколения («отцов и детей»), любовь и дружба, выбор жизненного...смотреть целиком
  3. Роль диалогов-споров в романе И.С.Тургенева "Отцы и дети"
    Диалоги-споры занимают важное место в романе И.С. Тургенева "Отцы и дети". Они являются одним из главных способов характеристики героев романа. Высказывая свои мысли, свое отношение к разным вещам и понятиям, человек открывает себя, свою...смотреть целиком
  4. Мое отношение к Базарову (2)
    Центральное место в романе Тургенева “Отцы и дети” занимает Евгений Васильевич Базаров. На нем сосредоточено все внимание романа. Базаров — сын уездного лекаря, нигилист, изучавший точные науки и медицину. Отец не мог полностью обеспечить сына,...смотреть целиком
  5. Замысел и сюжет романа Тургенева «Отцы и дети»
    Замысел романа. Споры о нем. Четвертый по счету роман Тургенева «Отцы и дети» подводил итог большому периоду в творческой деятельности писателя и открывал вместе стем новые перспективы художественного осмысления переломного этапа русской жизни. Появление...смотреть целиком
  6. Диалогические сцены в романе «Отцы и дети»
    Тургеневу было легко защищать романтику от нападок со стороны прямолинейно понятого естественнонаучного материализма, и поэтому он по существу не разрешил своей задачи. Оказывается, Базаров считает романтикой («романтизмом») не только нравственно-эстетическую...смотреть целиком
  7. Народ и герои романа "Отцы и дети"
    Важной отличительной чертой Тургенева-романиста была его способность чутко угадывать назревшие в русском обществе проблемы и противоречия. В полной мере это относится и к роману “Отцы и дети”. Действие романа начинается 20 мая 1859 года. Тургенев с помощью...смотреть целиком