Страница: [ 1 ]  2  

Блажен, кто смолоду был молод,
Блажен, кто вовремя созрел,
Кто постепенно жизни холод
Слетами вытерпеть умел;
Кто странным снам не предавался,
Кто черни светской не чуждался,
Кто в двадцать лет был франт иль хват,
А в тридцать выгодно женат;
Кто в пятьдесят освободился
От частных и других долгов,
Кто славы, денег и чинов
Спокойно в очередь добился,
О ком твердили целый век:
N.N. прекрасный человек.
А. С. Пушкин

Не секрет, что нравственные принципы человека вполне могут проявиться в любви. Раскрывая образ нигилиста Базарова — главного героя романа, Тургенев описывает трагическую историю его любви к губернской красавице Одинцовой, а рядом для контраста писатель развёртывает историю счастливой любви Аркадия Кирсанова (университетского друга Базарова) и Кати Локтевой (младшей сестры Одинцовой). Почему же первая история кончилась разрывом, а вторая — свадьбой? Из всевозможных причин-объяснений следует выделить три главные: материальное положение героев, их характеры и убеждения.

Аркадий Кирсанов — внук генерала, наследник своего отца и дяди, родственник (правда, дальний) важных петербургских чиновников Колязиных. Хотя Николай Петрович всё время жалуется на хозяйственные проблемы, Кирсановы владеют большим степным (чернозёмным) имением, которое при правильном управлении может приносить вполне приличный доход. Одним словом, Аркадий — жених хоть куда. Базаров — внук дьячка, сын полкового лекаря, получившего за добросовестную службу потомственное дворянство и не заведший никаких влиятельных друзей и покровителей. Следовательно, молодой нигилист может унаследовать от родителей только крошечное имение в двадцать две крестьянские души. Иными словами, Аркадий с рождения избавлен от суровой «борьбы за жизнь» и волен выбирать себе любое поприще: государственную службу, управление родовым имением, спокойные семейные радости или прожигание жизни, в то время как бедняк Базаров должен, если пожелает, сам добиваться всего в жизни.

Материальное положение Анны Сергеевны Одинцовой и Кати Локтевой тоже разное, хотя они родные сёстры. Их отец, блестящий аферист и картёжный игрок, промотал в Петербурге и Москве всё состояние семьи и умер, оставив дочерям маленькое имение в одну деревеньку. Однако Анна Сергеевна, двадцатилетняя красавица с блестящим столичным воспитанием, принадлежащая по материнской линии к княжескому роду, вышла замуж за богатого сорокашестилетнего

(XV) помещика Одинцова и после его смерти стала богатой вдовой, всё ещё молодой и красивой. Анна Сергеевна с самой смерти отца взяла на себя заботу о младшей сестре, и Катя ни в чём не нуждалась по милости Одинцовой (XXV), но при этом Катя по-прежнему владела только половиной отцовской деревни, то есть была бедная невеста, почти бесприданница.

Следует отметить, что молодые герои романа — люди широких взглядов, для них бедность друга или любимого человека не имеет первостепенного значения. Богатый наследник Аркадий Кирсанов подружился с бедным студентом Базаровым, женился на Кате, не думая о её приданом. Базаров влюбился в богачку Одинцову, покорённый её красотой и интеллектом, а она увлеклась им, и в её рассуждениях о «лекаре» мысли о его бедности вообще не возникало.

В обеих историях любви характеры героев сыграли более серьёзную роль, чем материальные соображения. Аркадий добродушен, покладист, чувствителен, в меру умён и наблюдателен — словом, молодой человек, «приятный во всех отношениях». Протанцевав на балу мазурку с Одинцовой, он влюбился в молодую вдову с «изящным смирением» (XIV), то есть томно вздыхал о ней и не смел надоедать своими ухаживаниями. Молодой Кирсанов наивно поддался на хитрость Базарова, который, чтобы удалить молодого соперника, по приезде в Никольское сразу обратил его внимание на Катю: «...эта смугленькая. Это вот свежо, и нетронуто, и пугливо, и молчаливо, и всё что хочешь» (XVI). Аркадий легко запутывается в своих сердечных делах: он, «который окончательно сам с собой решил, что влюблён в Одинцову, начал предаваться тихому унынию. Впрочем, это уныние не мешало ему сблизиться с Катей» (XVII). Может быть, благодаря своему мягкому, лёгкому характеру молодой Кирсанов понравился Кате, а уж она помогла ему понять, в чём его счастье.

Однажды Катя попросила Аркадия: «Не сравнивайте меня с сестрой... это для меня слишком невыгодно» (XXV). Однако она явно скромничает: она очень похожа на Анну Сергеевну рассудительностью, сдержанностью, решительностью. Она так умно ведёт себя с молодым Кирсановым, что он, вздыхая об Одинцовой, незаметно привязывается к младшей сестре: «Катя смутно понимала, что он искал какого-то утешения в её обществе, и не отказывала ни ему, ни себе в невинном удовольствии полустыдливой, полудоверчивой дружбы» (XVII). Прощаясь с Аркадием навсегда, Базаров произносит: «...я на Катерину Сергеевну надеюсь. Посмотри, как живо она тебя утешит» (XXVII). И Базаров прав. «Ручному» Аркадию нужен верный друг и руководитель. Как только Базаров уходит из жизни молодого Кирсанова, его место занимает Катя: уже вечером после отъезда университетского друга Аркадий начал подчиняться невесте, «и Катя это чувствовала и не удивлялась» (XXVI).

Именно Катя выбирает Аркадия себе в спутники жизни, хотя он сам уверен в обратном. Именно она объясняет Аркадию разницу между ним и Базаровым: «...вы ему чужой. (...) Он хищный, а мы с вами ручные» (XXV), однако делает это очень тактично, потому что сама принимает сторону Аркадия («мы с вами»). При этом не кто иной, как Катя напоминает мужу о Базарове в конце романа во время торжественного обеда.

Базаров по характеру — полная противоположность Аркадия: суров, самоуверен, решителен, замечательно умён и целеустремлён, при этом честен и искренен. Он не стал, подобно своему другу, «придаваться тихому унынию» (XVII) любви, не стал обманываться насчёт своих чувств к Анне Сергеевне, о чём и заявляет молодому Кирсанову: «Э, да ты, я вижу, Аркадий Николаевич, понимаешь любовь, как все новейшие молодые люди: цып, цып, курочка, а как только курочка начинает приближаться, давай бог ноги! Я не таков» (XXI). Он, позлившись немного на себя за романтическую любовь, в которую раньше не верил, решительно признался Одинцовой в своих чувствах. Его страсть была так велика, что захватила и одновременно испугала Анну Сергеевну: «...страсть в нём билась, сильная и тяжёлая — страсть, похожая на злобу и, может быть, сродни ей... Одинцовой стало страшно и жалко его» (XVIII). Молодого нигилиста отличает внешняя сдержанность и внутренняя гордость («сатанинская гордость», как выразился Павел Петрович — X): Базаров внешне спокойно воспринял отказ Анны Сергеевны (XIX), но гордо отказался от её жалости-милости (XXVI).

Гостя у родителей, он заявляет Аркадию: «Когда я встречу человека, который не спасовал бы передомной, (...) тогда я изменю своё мнение о самом себе» (XXI). Однако гордый нигилист лукавит — он уже встретил такого человека. Это Одинцова, и по силе характера («...характер у неё был свободный и довольно решительный» — XV) она не уступает Базарову. Анна Сергеевна, будучи ещё молодой женщиной, уже испытала и успешно преодолела множество труд

Похожие сочинения

  1. Трагизм образа Базарова
    В романе И.С.Тургенева «Отцы и дети» поставлены политические, философские и нравственные проблемы. Произведение затрагивает так называемые «вечные вопросы»: взаимоотношения старшего и младшего поколения («отцов и детей»), любовь и дружба, выбор жизненного...смотреть целиком
  2. Как раскрывается характер Базарова в отношениях с родителями
    Молодость — время для усвоения мудрости, старость — время для её применения. Ж.-Ж. Руссо Аркадий Кирсанов, погостив день в имении Базаровых, спрашивает своего старшего друга-учителя, любит ли тот родителей, и получает прямой ответ: «Люблю, Аркадий»...смотреть целиком
  3. Образ Базарова
    Личность Базарова замыкается в самой себе, потому что вне ее и вокруг нее почти нет вовсе родственных ей элементов. Д.И. Писарев Я хотел сделать из него лицо трагическое... Мне мечталась фигура сумрачная, дикая, большая, наполовину выросшая из почвы,...смотреть целиком
  4. «Отцы и дети» образец социально-психологического романа
    Стесненность интриги коллизиями, в свою очередь, отразилась на размещении отдельных ее частей, способствовала сближению завязки с кульминацией и кульминации с развязкой. Строго говоря, в романе «Отцы и дети» кульминация интриги почти совпадает с развязкой...смотреть целиком
  5. Философия Базарова и ее испытание жизнью
    Тургенев в своем романе “Отцы и дети” хотел искренне понять и правдиво показать образ нового человека. Тургенев видел торжество демократизма над аристократией. Старшее поколение занималось саморазоблачением. Журналы и газеты пестрели статьями о том,...смотреть целиком
  6. АВТОР И ГЕРОЙ В РОМАНЕ И.С.ТУРГЕНЕВА "Рудин", "Отцы и дети"
    При всем различии содержания и формы романов ("Рудин" - 1855, "Отцы и дети" - 1862) И.С.Тургенева у них одна общая проблема - необходимость обоснования общественной, общественно- преобразовательной деятельности. Впервые тип современного...смотреть целиком
  7. Базаров и его отношение к искусству  Новое!
    Базаров — представитель молодого поколения. В его личности сгруппи­рованы те свойства, которые мелки­ми долями рассыпаны в массах. Д. И. Писарев В статье «По поводу «Отцов и детей» Тургенев писал о Базарове: «...я исключил из круга его...смотреть целиком