В XVIII столетии в странах Западной Европы возникает новое идейное движение, которое вошло в историю под названием Просветительства. В мировоззренческой системе этого движения через культ ума была воскрешена идея гуманистов Ренессанса об \"естественном человеке\", воспитанном по законам природы, не испорченным цивилизацией, освобожденном от влияния ортодоксальной церкви и государства. Путем к возвеличиванию \"естественного человека\" должно было быть образование.
Самым последовательным в Европе было французское Просвещение. Среди его представителей - великие философы Руссо, Дидро, Вольтер. Наследие Вольтера (Франсуа Мари Аруе) представлено произведениями разнообразнейший жанров: исторические работы, научные трактаты, драматические произведения (трагедии \"Эдип\", \"Брут\", \"Магомет\", комедии \"Блудный сын\", \"Шотландка\", \"Нанина\"), \"легкая поэзия\", философские поэмы (\"Орлеанская дева\", \"Генриада\") и повести.
Вольтер старался в своих произведениях раскрыть безобразное влияние ошибочного общественного устройства на личность. Философские повести писателя посвящены именно этой теме. Но Вольтер в произведениях не просто иллюстрирует свои морально-политические взгляды, он составляет интересные, преисполненные жизни, приключений, переживаний истории. Насилие над человеком вызывает у писателя протест, так как философа всегда привлекали начала природы и воли, свободного развития личности. Огромную роль в жизни героев Вольтера сыграет случай. Тем не менее, случайно, казалось бы, приключения приводят к мысли, что человек в феодальном обществе беззащитный и бесправный.
Привлекает внимание особенность не только содержания, но и стиля философских повестей Вольтера. Юмор и сатира, гротеск, гипербола, элементы условности, фантастики поражают, тем более, что автор сохраняет бесстрастие рассказчика. Известнейшие философские повести Вольтера — \"Задиг\", \"Кандид\", \"Простак\" («Простодушный»). Проблемы \"мирового зла\" в центре этих произведений, которые развенчивают общественные порядки, церковь, суд.