Страница: 1  [ 2 ]  

ательскую деятельность.

Таково идейное и художественное своеобразие философских повестей Вольтера и их место в просветительской литературе эпохи Просвещения. Все сказанное дает достаточное основание видеть в Вольтере писателя классицистского типа творчества. Его герои по существу разомкнуты со средой, они однолинейны, лишены внутренних противоречий, являются олицетворением той или иной идеи. Приверженность Вольтера к классицизму дает себя знать в заданности конфликта, сюжетных линий, в условности языка. Все действующие лица не только трагедий, но и повестей говорят языком самого автора, речь их не индивидуализирована.

Вольтер — писатель рационалистического типа. Он часто заостряет ситуации, нарушает естественные пропорции действительности. Однако вольтеровская субъективность лишена субъективистского произвола. Она плод передового просветительского мировоззрения, результат глубокого изучения общества.Она не уводит писателя от жизни, а позволяет ему в заостренной сатирической форме раскрыть ее существенные черты. В целом Вольтер, автор трагедий и большинства философских повестей, по своему методу — классицист просветительского направления. В его творчестве последних лет очень заметны реалистические тенденции, стремление при создании образа идти не только от идеи, но и от конкретных жизненных наблюдений. Весьма показательна в данном плане повесть «Простодушный». Основная коллизия зДесь та же, что в «Задиге» и «Кандиде» — столкновение морально неиспорченного человека с жестоким миром. Главный герой встречается не с условными фигурами, а с вполне реальными людьми. Сент-Ив, аббат, иезуит, Сен-Пуанж и другие—не иллюстрации к тому или иному авторскому тезису, а конкретные лица, представляющие определенные слои французского общества. Правда, известный схематизм в. них еще ощущается, поскольку они действуют в заданных ситуациях, но в них налицо уже социальная определенность, чего не было в Панглоссе, в Мартэне, Кунигунде и в других героях «Кандида». О «Простодушном» можно говорить уже как о произведении просветительского реализма.

Интерес философских повестей зиждется не только на их содержании, но и на их стиле. Вольтер — блестящий стилист. Он мастерски ведет рассказ, умеет держать читателя в напряжении, ослепляет его блеском своего остроумия. Стилевые особенности философских повестей связаны прежде всего с сатирической направленностью таланта их автора. Чтобы усилить впечатление, Вольтер широко использует гротеск, гиперболу и другие формы художественной условности.

Писатель не сковывает себя необходимостью быть достоверным и абсолютно правдоподобным. Напротив, он охотно использует условные приемы, фантастику. Тем самым Вольтер стремится подчеркнуть анормальность, фантастичность изображаемого, его абсурдность, где человек на каждом шагу сталкивается с явлениями фантастическими по своей глупости. Фантастическое в творчестве Вольтера имеет вполне реальную основу.

Его философские повести во многом идут от свифтовского «Гулливера». У Свифта Вольтер перенял вкус к причудливой фантазии, к странствованиям, манеру излагать небывалые происшествия как имевшие место в реальности. Вольтер испытал также влияние арабских сказок из сборника «Тысяча и одна ночь», который в начале XVIII в. (1707—1717) был как раз переведен на французский язык Галаном. Восточная литература привлекла Вольтера обилием фантастического элемента, дававшего ему возможность, нарушая правдоподобие, более свободно выражать свои идеи.


Страница: 1  [ 2 ]  

Похожие сочинения

  1. Философские произведения Вольтера
    Сравнительно поздно Вольтер обращается к философской повести. Первые его произведения в этом жанре («Видение Бабука», «Мемнон», «Путешествие Сакраментадо», «Задиг, или Судьба») написаны в какой-то степени случайно. В 1747—1748 гг. Вольтер после разрыва...смотреть целиком
  2. Поэтическое наследство Вольтера
    Вольтер прежде всего блестящий мастер так называемой легкой поэзии. Он автор бесчисленных стихотворений, подсказанных мимолетным любовным увлечением, приятным разговором, желанием польстить великосветской красавице или, напротив, уязвить незадачливого...смотреть целиком
  3. Франсуа-Мари Аруэ Вольтер
    Родился он в Париже, его, предки были буржуа. Дед его был купцом, торговал сукном, а отец его получил юридическое образование и купил должность нотариуса (должность переходила по наследству). Вскоре он женился на дочери судейского чиновника. Франсуа-Мари...смотреть целиком