Лирика Н. А. Заболоцкого носит философский характер. Его стихотворения проникнуты размышлениями о природе, о месте в ней человека, о борьбе сил хаоса и сил разума, гармонии.

Понимание Н. А. Заболоцким природы восходит к традициям русской классической литературы, и прежде всего к произведениям М. Ю. Лермонтова и Ф. И. Тютчева. Характерный для М. Ю. Лермонтова романтический конфликт человека и природы соединяется у Н. А. Заболоцкого с тютчевским ощущением хаоса. В его поэзии разумный человек сталкивается с неразумной и хаотичной природой, всецело живой и живущей своей жизнью. Именно поэтому животные — природные существа — выглядят в его произведениях значительными и загадочными:

И конь стоит, как рыцарь на часах, Играет ветер в легких волосах. Глаза горят, как два огромных мира, И грива стелется, как царская порфира.

Невозможность высказаться — свойство хаотической, дисгармонической природы, бессознательной, однако могущественной.

Природа в лирике Н. А. Заболоцкого ощущается как замкнутое давящее пространство. Она — \"тюрьма\", \"конура\", \"давильня\" с \"каменными стенами\". Природа подавляет человека своим могуществом, он бессилен перед ее хаосом. Отсюда — стремление человека раствориться в ней, стать деревом, цветком, зверем. С другой стороны, природа стремится приблизиться к человеку, стать разумной и гармоничной. В основу философии природы Н. А. Заболоцкого положена идея будущего царства животных. Картина этого царства дана в поэмах \"Безумный волк\", \"Торжество земледелия\". Образы животных становятся зеркалом гуманистического самосознания. Утопия будущего царства животных осмыслялась поэтом как возмездие человеку за их долгое рабство.

Поэт в представлении Н. А. Заболоцкого — своеобразное звено между миром природы и царством разума, потому что он, в отличие от обыкновенных людей, умеет создавать не словесную шелуху, а полновесное, весомое слово: \"Слова вылетели в мир, становясь предметами\". \"Слова-предметы\" — те же \"слова-яблоки\" у коня. Поэт ближе к природе, чем к людям, его. слово творит природную реальность.

В позднем творчестве Н. А. Заболоцкого, поэт приобретает еще одно свойство: автор называет его \"мыслью природы\". Это создает возможность разрешения конфликта человека и природы, делая его частью природы. Эта природность обеспечивает ему бессмертие.

Умирая, человек перевоплощается, обретает новую жизнь в природе. Удивительны мир природы и мир человека в произведениях Н. А. Заболоцкого. Воссозданные с замечательным поэтическим мастерством, они зовут читателя к глубоким раздумьям о смысле жизни, о сущности мироздания.

Похожие сочинения

  1. Так что есть красота? (Сочинение-миниатюра по произведениям Н. Заболоцкого)
    К сожалению, я не совсем хорошо знакома с произведениями Николая Заболоцкого. Мне известны только некоторые его стихотворения, но больше всего меня поразило одно из них, которое впоследствии стало романсом "Очарована, околдована"... Я думаю,...смотреть целиком
  2. Философская лирика Н. Заболоцкого (рецензия)
    Николай Алексеевич Заболоцкий принадлежит к первому поколению русских писателей, вступивших в литературу уже после революции. Вся его жизнь — это подвиг ради поэзии. Когда заходит разговор о поэтическом мастерстве, всегда вспоминают Заболоцкого. Но главное...смотреть целиком
  3. Заболоцкий
    Заболоцкий прожил трудную, суровую жизнь: полуголодное существование, 8 лет лагерей, долгое замалчивание. В течение всей жизни его отличал напряженный духовный поиск: он пытался разгадать тайны бытия, задумывался над отношением человека и природы, над...смотреть целиком
  4. Философские мотивы лирики Н.А. Заболоцкого
    Огромное влияние на творчество Заболоцкого, на его философские взгляды, оказывали такие поэты, как Пушкин, к чьему поэтическому языку он всегда стремился, и Хлебников, а так же украинский философ, гуманист и просветитель восемнадцатого века Григорий...смотреть целиком
  5. «Не позволяй душе лениться...» (Поэзия)
    Не позволяй душе лениться! Чтоб воду в ступе не толочь, Душа обязана трудиться И день и ночь, и день и ночь! Н. Заболоцкий Николай Заболоцкий приходит в литературу на рубеже тридцатых годов, “судьбоносных”, ломающих жизни миллионам людей, но его...смотреть целиком