Страница: [ 1 ]  2  

Откройся, мысль!
Стань музыкою, слово,
Ударь в сердца,
Чтоб мир торжествовал! Н. Заболоцкий
В творческую пору жизни Николай Заболоцкий вступил уже после революции. С молодых лет он взыскательно относился к своим произведениям и их подбору, считая, что нужно писать не отдельные стихотворения, а целую книгу. Заболоцкого отличает упорная работа над совершенствованием поэтического мастерства, развитие собственной концепции мироздания.
Период ученичества и подражаний кончился для него в 1926 году, когда поэту удалось найти свой собственный поэтический метод. Основная тема его стихотворений 1926-28 годов — зарисовки городской жизни, вобравшей в себя все контрасты и противоречия того времени.
О мир, свернись одним кварталом,
Одной разбитой мостовой,
Одним проплеванным амбаром,
Одной мышиною норой,
Но будь к оружию готов:
Целует девку — Иванов!
Поэт убежден в пагубности ухода жителей города от их естественного существования в согласии с природой, отсюда сатирическое изображение пошлости и духовной ограниченности обывателя ( “Вечерний бар”, “Новый быт”, “Ивановы”, “Свадьба” и др.)
Определенное влияние на своеобразную поэтическую манеру Заболоцкого оказало его увлечение живописью Филонова, Шагала, Брейгеля, с одной стороны, и с другой, его участие в литературном содружестве, называемом Объединением реального искусства. Среди обернутое в те годы были Д. Хармс, А. Введенский, К. Вагинов.
Первая книжка Заболоцкого “Столбцы” имела шумный успех. Автора заметили и поддержали Маршак, Тихонов, Тынянов. Но вот дальнейшая литературная судьба поэта оказалась сложной, критики очень враждебно относились к творчеству поэта. После публикации поэмы “Торжество земледелия” в 1933 году травля Заболоцкого усилилась. Он получил клеймо поборника формализма и апологета чуждой идеологии. Его перестали печатать. Но Заболоцкий выбрал жизненным принципом веру и упорство. Средства к существованию ему давала работа в детской литературе. Наиболее известен его перевод “Витязя в тигровой шкуре” Ш.Руставели. Ему принадлежит так же переложение книги Франсуа Рабле “Гаргантюа и Пантагрюэль” и романа де Костера “Тиль Уленшпигель”.
В своем творчестве Заболоцкий все более сосредотачивался на философской лирике. Он увлекался поэзией Державина, Пушкина, Баратынского, Тютчева, Гете, Хлебникова, читал труды Энгельса, Вернадского, Григория Сковороды... В 30-х годах он познакомился с работами великого Циолковского. В письме к ученому он писал: “...Ваши мысли о будущем Земли, человечества, животных и растений глубоко волнуют меня, и они очень близки мне. В моих ненапечатанных поэмах и стихах я, как мог, разрешал их”.
У поэта сложилась своя натурфилософская система. В ее основе — представление о мироздании как единой системе, объединяющей живые и неживые формы материи, о их взаимодействии и взаимопревращении. Развитие идет от первобытного хаоса к гармонии всех элементов. И основную роль здесь играет сознание человека. Именно человек призван взять на себя заботу о преобразовании природы. Заболоцкий хорошо помнил слова Хлебникова: “Я вижу конские свободы и равноправие коров”. В поэме “Торжество земледелия” беседуют люди, беседуют и животные:
Смутные тела животных
Сидели, наполняя хлев,
И разговор вели свободный,
Душой природы овладев.
Поэт ратует за то, чтобы социальная справедливость распространялась на отношения человека к животным и всей природе. В его стихах и поэмах 30-х годов и растения, и деревья, и птицы, и животные одушевлены, они имеют свой голос и ведут разговор о смысле бытия на Земле, о месте человека в природе.
Как необыкновенно описание природы в стихотворении “Ночной сад”. Перед нами лес длинных труб, приют виолончелей. Стихотворение звучит как музыка ночная, тихая и печальная, а днем в ней слышится шум осеннего ветра, срывающего листья; гром выстрелов охотника, в которого превращается обычный месяц август. “Железный Август в длинных сапогах”. И снова — ночь. Сад уснул. Все затихло. Только вдруг в небе вспыхнул “мгновенный пламень звездного осколка”. Эта вспышка напоминает, что жизнь не уснула. Наступит утро, и все живое проснется... Читая это стихотворение, задумываешься, как сложно устроен мир: в природе, такой прекрасной, живет тревога, идет великая борьба, идет смена дня и ночи, времен года.
Жизнь идет, и постепенно положение Заболоцкого в литературе укрепляется. В 1937 году выходит сборник стихов “Вторая книга”. На рабочем столе поэта лежат начатое поэтическое переложение “Слова о полку Игореве”, переводы с грузинского, свои новые стихи. Но наступившее благополучие оказалось обманчивым. В марте 1938 года Н.А.Заболоцкий был арестован и надолго оторван от литературы, семьи и свободного человеческого существования.
Только в 1946 году Заболоцкий был восстановлен в Союзе писателей и получил разрешение жить в столице. Начался новый, московский период его творчества. Он вернулся к своим литературным замыслам. В стихах Заболоцкий размышляет о нравственных связях человека и природы, над внутренним миром человека.
Два мира есть у человека:
Один, который нас творил,
Другой, который мы от века
Творим по мере наших сил.
Поэт утверждает созидание, творчество, искусство. В его творчестве появляются образы, выражающие состояние человека и природы одновременно. Человек наделяется “приметами” природы, а она, наоборот, “очеловечивается”.
Я люблю этот сумрак восторга,
Эту краткую ночь вдохновенья,
Человеческий шорох травы,
Вещий холод на темной реке,
Эту молнию мысли и медленное появленье
Первых дальних громов -
Первых слов на родном языке.
В “Творцах дорог” и других стихотворениях о труде строителей продолжается разговор о человеческих свершениях, начатый еще до 1938 года ( “Север”, “Седов”). Дела современников и свой опыт работы на восточных стройках поэт соизмерял с перспективой создания архитектуры природы.
Большое значение для Заболоцкого стала иметь красота природы и ее воздействие на внутренний мир человека. Красота как итог и смысл творчества, как утверждение жизни, вечной, многообразной, утверждение чистоты и полноты человеческого бытия:
Так из темной воды появляется
В мир светлоокая дева,
И стекает по телу, замирая в восторге, вода,
Травы падают в обморок, и направо бегут, и налево
Увидавшие небо стада.
Предощущение творчества описано в стихотворении как слияние человека и природы в одном едином порыве. А “светлоокая дева” напоминает рождение богини красоты и любви Афродиты.
И, играя громами,
В белом облаке катится слово,
И сияющий дождь
На счастливые рвется цветы.
Человек — часть природы, но в то же время он творец такой “природы”, какой в самой природе нет. Жизнь человека и природы представляется Заболоцкому цепью превращений. Человек как будто не умирает, он остается жить в природе. Очень проникновенно пишет об этом автор:
Я не умру, мой друг.
Дыханием цветов себя я в этом мире обнаружу.
Многовековый дуб мою живую душу
Корнями обовьет, печален и суров...
Поколения сменяются, но их мысли передаются “дальнему потомку”, который “доделает” то, что не завершил предшественник. Жизнь вечна и неистребима, а потому и прекрасна. Об этом “Завещание” Н.Заболоцкого.
Когда на склоне лет иссякнет жизнь моя
И, погасив свечу, опять отправлюсь я
В необозримый мир туманных превращений,
Когда мильоны новых поколений
Наполнят этот мир сверканием чудес
И довершат строение природы, —
Пускай мой бедный прах покроют эти воды,
Пусть приютит меня зеленый этот лес.
Я не умру, мой друг...
В лирике московского периода появилась ранее несвойственная Заболоцкому душевная открытость, иногда автобиографичность. Поэт говорит о связи внутреннего мира человека и его внешности. Так, мне очень нравится стихотворение “О красоте человеческих лиц”. Лицо человека как “дом”, в котором живет человеческая душа. Дома — разные, и души разные: у кого надменная, у кого жалкая, у кого мрачная, у кого равнодушная.


Страница: [ 1 ]  2  

Похожие сочинения

  1. Поэзия Н. Заболоцкого
    Не позволяй душе лениться! Чтоб в ступе воду не толочь, Душа обязана трудиться И день и ночь, и день и ночь! Н.Заболоцкий Николай Заболоцкий пришел в поэзию на рубеже тридцатых годов, которые ломали жизнь миллионам людей. Его поэзия не криклива —...смотреть целиком
  2. Человек и природа в творчестве Н. А. Заболоцкого
    Горит весь мир, прозрачен и духовен, Теперь-то он поистине хорош, И ты, ликуя, множество диковин В его живых чертах распознаешь. Н. А. Заболоцкий В творчестве известного русского поэта Н. А. Заболоцкого центральное место отведено теме...смотреть целиком
  3. Темы, идеи, образы лирики Заболоцкого (2)
    Загадочными, парадоксальными, на первый взгляд, представляются и творчество, и сама личность Николай Алексеевича Заболоцкого — замечательного русского поэта ХХ века, самобытного художника слова, талантливого переводчика мировой поэзии. Войдя в литературу...смотреть целиком
  4. Заболоцкий
    Заболоцкий прожил трудную, суровую жизнь: полуголодное существование, 8 лет лагерей, долгое замалчивание. В течение всей жизни его отличал напряженный духовный поиск: он пытался разгадать тайны бытия, задумывался над отношением человека и природы, над...смотреть целиком
  5. Философский характер лирики Н. Заболоцкого  Новое!
    Нет в мире ничего прекрасней бытия. Безмолвный мрак могил – томление пустое. Я жизнь мою прожил, я не видал покоя: Покоя в мире нет. Повсюду жизнь и я. Н. Заболоцкий Уступи мне, скворец, уголок, Посели меня в старом скворешнике! Отдаю тебе...смотреть целиком