Страница: [ 1 ]  2  3  4  5  6 

Часть первая

Действие романа начинается в июле 1805 года. Анна Павловна Шерер, "фрейлина и приближённая императрицы Марии Фёдоровны", принимает гостей на светском вечере.

Анна Павловна Шерер - женщина активная, энтузиастка. Анне Павловне 40 лет, но она всё ещё чувствует себя молодой и обаятельной.

Первым на вечер явился князь Василий. Позже приехала княгиня Болконская, дочь князя Василия, красавица Элен, и его сын, князь Ипполит, а также многие другие именитые гости.

Соблюдение определённых правил этикета было на светских вечерах обязательным. "Все гости совершали обряд приветствования никому неизвестной, никому неинтересной и ненужной тётушки. Анна Павловна с грустным, торжественным участием следила за их приветствиями, молчаливо одобряя их."

Княгиня Болконская. Молодая княгиня Болконская: "Её хорошенькая, с чуть черневшимися усиками верхняя губка была коротка по зубам, но тем милее она открывалась и тем ещё милее вытягивалась иногда и опускалась на нижнюю. Как это всегда бывает у вполне привлекательных женщин, недостаток её - короткость губы и полуоткрытый рот - казались её особенною, собственно её красотой. Всем было весело смотреть на эту, полную здоровья и живости, хорошенькую будущую мать, так легко переносившую своё положение... Кто говорил с ней и видел при каждом слове её светлую улыбочку и блестящие белые зубы, которые виднелись беспрестанно, тот думал, что он особенно нынче любезен. И это думал каждый." Княгиня Болконская была всеобщей любимицей, приятной собеседницей, общалась легко и непринуждённо.

Граф Пьер Безухое. К гостям вскоре присоединился и молодой Пьер Безухое, незаконный сын~знаменитого графа Безухова, находившегося в данный момент при смерти.

Пьер Безухов: "Массивный, толстый молодой человек с стриженою головой, в очках, светлых панталонах по тогдашней моде, с высоким жабо и в коричневом фраке." Пьер только что приехал из-за границы, ещё нигде не служил. Взгляд Пьера был умным, и вместе с тем робким, наблюдательным и естественным, отличавшим молодого Безухова от всех в гостиной.

Появившись в гостиной Пьер допустил сразу два нарушения этикета: он не дослушал разговоров тётушки и ушёл, а затем занял разговором Анну Павловну, которая не была расположена общаться с Пьером и должна была занять остальных гостей.

Для Пьера же это был первый светский вечер в России, так как Безухов вырос за границей. Пьер не находил среди гостей Анны Павловны интересных собеседников, "он остановился, ожидая случая высказать свои мысли, как это любят молодые люди".

Тем временем гости собрались в три кружка. Центром первого была сама Анна Павловна и Мортемар, центром второго оказалась красавица Элен и княгиня Болконская, а центром третьего кружка стал виконт. Гости оживлённо беседовали на светские темы.

Княжна Элен^ Княжна Элен (дочь князя Василия): "Княжна Элен улыбалась; она поднялась с тою же неизменяющеюся улыбкой вполне красивой женщины, с которой она вошла в гостиную. Слегка шумя своею белою баль-ною робой, убранною плющом и мохом, и блестя белизной плеч, глянцем волос и бриллиантов, она прошла между расступившимися мужчинами и прямо, не глядя ни на кого, но всем улыбаясь и как бы любезно предоставляя каждому право любоваться красотою своего стана, полных плеч, очень открытой, по тогдашней моде, груди и спины, как будто внося с собою блеск бала, подошла к Анне Павловне.

Элен была так хороша, что не только не было заметно в ней тени кокетства, но, напротив, ей как будто совестно было за свою несомненную и слишком сильно и победительно действующую красоту. Она как будто желала и не могла умалить действие своей красоты."

Князь Ипполит. Князь Ипполит "поражал своим необыкновенным сходством с сестрою-красавицею и ещё более тем, что, несмотря на сходство, был поразительно дурён собой.

Черты его лица были те же, как и у сестры, но у той всё освещалось жизнерадостностью, самодовольною, молодою, неизменною улыбкой и необычною, античною красотою тела; у брата, напротив, то же лицо было отуманено идиотизмом и неизменно выражало самоуверенную брюзгливость, а тело было худощаво и слабо. Глаза, нос, рот - всё сжималось как будто в одну неопределённую и скучную гримасу, а руки и ноги всегда принимали неестественное положение."

Князь \'Андрей Болконский. Во время оживлённого разговора в гостиную вошёл только что приехавший князь Андрей Болконский, муж маленькой княгини. "Князь Болконский был небольшого роста, весьма красивый молодой человек с определёнными и сухими чертами. Всё в его фигуре, начиная от усталого, скучающего взгляда до тихого мерного шага, представляло самую резкую противоположность с его маленькою, оживлённою женой. Ему, видимо, все бывшие в гостиной не только были знакомы, но уж надоели ему так, что смотреть на них и слушать их ему было очень скучно. Из всех же прискучивших ему лиц, лицо его хорошенькой жены, казалось, больше всех ему надоело. С гримасой, портившею его красивое лицо, он отвернулся от неё. Он поцеловал руку Анны Павловны и, щурясь, оглядел всё общество."

Встреча с Пьером Безуховым резко изменила настроение князя Андрея, который "увидев улыбающееся лицо Пьера, улыбнулся неожиданно доброю и приятною улыбкой."

Князь Василий первый покинул вечер, а княгиня Друбецкая, догнав его в передней, попросила помочь перевести её сына Бориса в гвардию. Решилась на эту просьбу Друбецкая, ссылаясь на старую дружбу князя Василия с её отцом. Князь Василий лишь после упоминания о дружбе с князем Друбецким соглашается помочь сыну княгини, но делает это неохотно.

Тем временем в гостиной говорят о Наполеоне. Пьер настаивает на том, что Наполеон - сильная и великая личность. Виконт считает, что Наполеон взял власть в свои руки, но не отдал её законному королю, что само по себе не может характеризовать Бонапарта как великого человека. Пьер говорит о величии принципов свободы и равенства, но виконт не согласен с точкой зрения Пьера. Разговор всё более накалялся, а Анна Павловна безуспешно пыталась нейтрализовать молодого Безухова, нарушившего уже не раз правила светского этикета. В конце концов спор прекратился, а через некоторое время гости начали расходиться. Пьер договорился с князем Андреем, что скоро заедет к Болконским в гости.

Пьер в гостях у князя Андрея Болконского. Князь Андрей советует Пьеру поскорее решить вопрос с поступлением на службу, но Пьер никак не может ничего выбрать. Пьер так аргументирует своё нежелание становиться военным: "Теперь война против Наполеона. Ежели б это была война за свободу, я бы понял, я бы первый поступил в военную службу; но помогать Англии и Австрии против величайшего человека в мире... это нехорошо..." Князь Андрей отвечает: "Ежели бы все воевали по своим убеждениям, войны бы не было." На вопрос, зачем он сам идёт на войну, Болконский отвечает: "Я иду потому, что эта жизнь, которую я веду здесь, эта жизнь - не по мне!"

В разговор друзей вмешивается жена князя Андрея, которая не понимает стремления мужа попасть на войну. Князь Андрей холодно, но вежливо общается с женой Лизой и почти не замечает её присутствия. Княгиня начинает в присутствии Пьера упрекать своего мужа в холодности по отношению к ней, в отсутствии сочувствия и внимания. Пьер, смущённый неловкостью ситуации и не знающий, как избежать назревающей ссоры, пытается уйти, но Андрей его останавливает, а княгиня извиняется и уходит, испугавшись, что муж рассердится всерьёз.

Князь Андрей после ухода жены говорит Пьеру: "Никогда, никогда не женись, мой друг; вот тебе мой совет, не женись до тех пор, пока ты не скажешь себе, что ты сделал всё, что мог, и до тех пор, пока ты не перестанешь любить ту женщину, какую ты выбрал, пока ты не увидишь её ясно; а то ты ошибёшься жестоко и непоправимо. Женись стариком, никуда негодным... А то пропадёт всё, что есть в тебе хорошего и высокого. Всё истратится по мелочам...

Моя жена - прекрасная женщина. Это одна из тех редких женщин, с которою можно быть покойным за свою честь; но, боже мой, чего бы я не дал теперь, чтобы не быть женатым! Это я одному и первому говорь, потому что я люблю тебя." "Его сухое лицо всё дрожало нервическим оживлением каждого мускула; глаза, в которых прежде казался потушенным огонь жизни, теперь блестели лучистым, ярким блеском. Видно было, что чем безжизненнее казался он в мирное время, тем энергичнее был он в минуты раздражения."

Князь Андрей говорит, что Бонапарт достиг таких высот потому, что он был свободен, а светская суета, балы, сплетни, тщеславие - всё это заколдованный круг, из которого нельзя вырваться. "И это глупое общество, без которого не может жить моя жена, и эти женщины..."

Пьер говорит Андрею, что тот не прав, что у него ещё всё впереди и он рано разочаровался в жизни. "Пьер считал князя Андрея образцом всех совершенств именно оттого, что князь Андрей в высшей степени соединял все те качества, которых не было у Пьера и которые ближе всего можно выразить понятием - силы воли.

Пьер всегда удивлялся способности князя Андрея спокойного обращения со всякого рода людьми, его необыкновенной памяти, начитанности... и больше всего его способности работать и учиться. Ежели часто Пьера поражало в Андрее отсутствие способности мечтательного философствования (к чему особенно был склонен Пьер), то и в этом он видел не недостаток, а силу."

Обратите внимание на противопоставление характеров князя Андрея и Пьера. Эти люди очень привязаны друг к другу, они составляют интересную пару: молодой верящий в идеалы и будущее Безухое, лишённый однако силы воли для реализации своих принципов, и во всём разочарованный, но необыкновенно сильный характером князь Андрей, не знающий, как найти в жизни себе такое применение, чтобы отстоять личную свободу, независимость и индивидуальность.

Князь Андрей при прощании с Пьером берёт с друга слово, что тот не будет ездить в гости к Анатолию Курагину, разгульному молодому человеку,имевшему плохую репутацию.


Страница: [ 1 ]  2  3  4  5  6