Warning: mkdir(): Permission denied in /home/bitrix/ext_www/mysoch.ru/files/_script/kratkoe_soderzhanie/kratkoe_cache.php on line 43 Warning: mkdir(): Permission denied in /home/bitrix/ext_www/mysoch.ru/files/_script/kratkoe_soderzhanie/kratkoe_cache.php on line 43 Warning: fopen(/home/bitrix/ext_www/mysoch.ru/files/cache_resume/_story_text/tolstoi/voina_i_mir/resume_page1.cache): failed to open stream: No such file or directory in /home/bitrix/ext_www/mysoch.ru/files/_script/kratkoe_soderzhanie/kratkoe_cache.php on line 100 Warning: fputs() expects parameter 1 to be resource, boolean given in /home/bitrix/ext_www/mysoch.ru/files/_script/kratkoe_soderzhanie/kratkoe_cache.php on line 101 Warning: fclose() expects parameter 1 to be resource, boolean given in /home/bitrix/ext_www/mysoch.ru/files/_script/kratkoe_soderzhanie/kratkoe_cache.php on line 102 Страница: [ 1 ]  2  3 

Часть первая

Действие романа начинается в июле 1805 года. Анна Павловна Шерер, "фрейлина и приближённая императрицы Марии Фёдоровны", принимает гостей на светском вечере.

Анна Павловна Шерер - женщина активная, энтузиастка. Анне Павловне 40 лет, но она всё ещё чувствует себя молодой и обаятельной.

Первым на вечер явился князь Василий. Позже приехала княгиня Болконская, дочь князя Василия, красавица Элен, и его сын, князь Ипполит, а также многие другие именитые гости.

Соблюдение определённых правил этикета было на светских вечерах обязательным. "Все гости совершали обряд приветствования никому неизвестной, никому неинтересной и ненужной тётушки. Анна Павловна с грустным, торжественным участием следила за их приветствиями, молчаливо одобряя их."

Княгиня Болконская. Молодая княгиня Болконская: "Её хорошенькая, с чуть черневшимися усиками верхняя губка была коротка по зубам, но тем милее она открывалась и тем ещё милее вытягивалась иногда и опускалась на нижнюю. Как это всегда бывает у вполне привлекательных женщин, недостаток её - короткость губы и полуоткрытый рот - казались её особенною, собственно её красотой. Всем было весело смотреть на эту, полную здоровья и живости, хорошенькую будущую мать, так легко переносившую своё положение... Кто говорил с ней и видел при каждом слове её светлую улыбочку и блестящие белые зубы, которые виднелись беспрестанно, тот думал, что он особенно нынче любезен. И это думал каждый." Княгиня Болконская была всеобщей любимицей, приятной собеседницей, общалась легко и непринуждённо.

Граф Пьер Безухое. К гостям вскоре присоединился и молодой Пьер Безухое, незаконный сын~знаменитого графа Безухова, находившегося в данный момент при смерти.

Пьер Безухов: "Массивный, толстый молодой человек с стриженою головой, в очках, светлых панталонах по тогдашней моде, с высоким жабо и в коричневом фраке." Пьер только что приехал из-за границы, ещё нигде не служил. Взгляд Пьера был умным, и вместе с тем робким, наблюдательным и естественным, отличавшим молодого Безухова от всех в гостиной.

Появившись в гостиной Пьер допустил сразу два нарушения этикета: он не дослушал разговоров тётушки и ушёл, а затем занял разговором Анну Павловну, которая не была расположена общаться с Пьером и должна была занять остальных гостей.

Для Пьера же это был первый светский вечер в России, так как Безухов вырос за границей. Пьер не находил среди гостей Анны Павловны интересных собеседников, "он остановился, ожидая случая высказать свои мысли, как это любят молодые люди".

Тем временем гости собрались в три кружка. Центром первого была сама Анна Павловна и Мортемар, центром второго оказалась красавица Элен и княгиня Болконская, а центром третьего кружка стал виконт. Гости оживлённо беседовали на светские темы.

Княжна Элен^ Княжна Элен (дочь князя Василия): "Княжна Элен улыбалась; она поднялась с тою же неизменяющеюся улыбкой вполне красивой женщины, с которой она вошла в гостиную. Слегка шумя своею белою баль-ною робой, убранною плющом и мохом, и блестя белизной плеч, глянцем волос и бриллиантов, она прошла между расступившимися мужчинами и прямо, не глядя ни на кого, но всем улыбаясь и как бы любезно предоставляя каждому право любоваться красотою своего стана, полных плеч, очень открытой, по тогдашней моде, груди и спины, как будто внося с собою блеск бала, подошла к Анне Павловне.

Элен была так хороша, что не только не было заметно в ней тени кокетства, но, напротив, ей как будто совестно было за свою несомненную и слишком сильно и победительно действующую красоту. Она как будто желала и не могла умалить действие своей красоты."

Князь Ипполит. Князь Ипполит "поражал своим необыкновенным сходством с сестрою-красавицею и ещё более тем, что, несмотря на сходство, был поразительно дурён собой.

Черты его лица были те же, как и у сестры, но у той всё освещалось жизнерадостностью, самодовольною, молодою, неизменною улыбкой и необычною, античною красотою тела; у брата, напротив, то же лицо было отуманено идиотизмом и неизменно выражало самоуверенную брюзгливость, а тело было худощаво и слабо. Глаза, нос, рот - всё сжималось как будто в одну неопределённую и скучную гримасу, а руки и ноги всегда принимали неестественное положение."

Князь \'Андрей Болконский. Во время оживлённого разговора в гостиную вошёл только что приехавший князь Андрей Болконский, муж маленькой княгини. "Князь Болконский был небольшого роста, весьма красивый молодой человек с определёнными и сухими чертами. Всё в его фигуре, начиная от усталого, скучающего взгляда до тихого мерного шага, представляло самую резкую противоположность с его маленькою, оживлённою женой. Ему, видимо, все бывшие в гостиной не только были знакомы, но уж надоели ему так, что смотреть на них и слушать их ему было очень скучно. Из всех же прискучивших ему лиц, лицо его хорошенькой жены, казалось, больше всех ему надоело. С гримасой, портившею его красивое лицо, он отвернулся от неё. Он поцеловал руку Анны Павловны и, щурясь, оглядел всё общество."

Встреча с Пьером Безуховым резко изменила настроение князя Андрея, который "увидев улыбающееся лицо Пьера, улыбнулся неожиданно доброю и приятною улыбкой."

Князь Василий первый покинул вечер, а княгиня Друбецкая, догнав его в передней, попросила помочь перевести её сына Бориса в гвардию. Решилась на эту просьбу Друбецкая, ссылаясь на старую дружбу князя Василия с её отцом. Князь Василий лишь после упоминания о дружбе с князем Друбецким соглашается помочь сыну княгини, но делает это неохотно.

Тем временем в гостиной говорят о Наполеоне. Пьер настаивает на том, что Наполеон - сильная и великая личность. Виконт считает, что Наполеон взял власть в свои руки, но не отдал её законному королю, что само по себе не может характеризовать Бонапарта как великого человека. Пьер говорит о величии принципов свободы и равенства, но виконт не согласен с точкой зрения Пьера. Разговор всё более накалялся, а Анна Павловна безуспешно пыталась нейтрализовать молодого Безухова, нарушившего уже не раз правила светского этикета. В конце концов спор прекратился, а через некоторое время гости начали расходиться. Пьер договорился с князем Андреем, что скоро заедет к Болконским в гости.

Пьер в гостях у князя Андрея Болконского. Князь Андрей советует Пьеру поскорее решить вопрос с поступлением на службу, но Пьер никак не может ничего выбрать. Пьер так аргументирует своё нежелание становиться военным: "Теперь война против Наполеона. Ежели б это была война за свободу, я бы понял, я бы первый поступил в военную службу; но помогать Англии и Австрии против величайшего человека в мире... это нехорошо..." Князь Андрей отвечает: "Ежели бы все воевали по своим убеждениям, войны бы не было." На вопрос, зачем он сам идёт на войну, Болконский отвечает: "Я иду потому, что эта жизнь, которую я веду здесь, эта жизнь - не по мне!"

В разговор друзей вмешивается жена князя Андрея, которая не понимает стремления мужа попасть на войну. Князь Андрей холодно, но вежливо общается с женой Лизой и почти не замечает её присутствия. Княгиня начинает в присутствии Пьера упрекать своего мужа в холодности по отношению к ней, в отсутствии сочувствия и внимания. Пьер, смущённый неловкостью ситуации и не знающий, как избежать назревающей ссоры, пытается уйти, но Андрей его останавливает, а княгиня извиняется и уходит, испугавшись, что муж рассердится всерьёз.

Князь Андрей после ухода жены говорит Пьеру: "Никогда, никогда не женись, мой друг; вот тебе мой совет, не женись до тех пор, пока ты не скажешь себе, что ты сделал всё, что мог, и до тех пор, пока ты не перестанешь любить ту женщину, какую ты выбрал, пока ты не увидишь её ясно; а то ты ошибёшься жестоко и непоправимо. Женись стариком, никуда негодным... А то пропадёт всё, что есть в тебе хорошего и высокого. Всё истратится по мелочам...

Моя жена - прекрасная женщина. Это одна из тех редких женщин, с которою можно быть покойным за свою честь; но, боже мой, чего бы я не дал теперь, чтобы не быть женатым! Это я одному и первому говорь, потому что я люблю тебя." "Его сухое лицо всё дрожало нервическим оживлением каждого мускула; глаза, в которых прежде казался потушенным огонь жизни, теперь блестели лучистым, ярким блеском. Видно было, что чем безжизненнее казался он в мирное время, тем энергичнее был он в минуты раздражения."

Князь Андрей говорит, что Бонапарт достиг таких высот потому, что он был свободен, а светская суета, балы, сплетни, тщеславие - всё это заколдованный круг, из которого нельзя вырваться. "И это глупое общество, без которого не может жить моя жена, и эти женщины..."

Пьер говорит Андрею, что тот не прав, что у него ещё всё впереди и он рано разочаровался в жизни. "Пьер считал князя Андрея образцом всех совершенств именно оттого, что князь Андрей в высшей степени соединял все те качества, которых не было у Пьера и которые ближе всего можно выразить понятием - силы воли.

Пьер всегда удивлялся способности князя Андрея спокойного обращения со всякого рода людьми, его необыкновенной памяти, начитанности... и больше всего его способности работать и учиться. Ежели часто Пьера поражало в Андрее отсутствие способности мечтательного философствования (к чему особенно был склонен Пьер), то и в этом он видел не недостаток, а силу."

Обратите внимание на противопоставление характеров князя Андрея и Пьера. Эти люди очень привязаны друг к другу, они составляют интересную пару: молодой верящий в идеалы и будущее Безухое, лишённый однако силы воли для реализации своих принципов, и во всём разочарованный, но необыкновенно сильный характером князь Андрей, не знающий, как найти в жизни себе такое применение, чтобы отстоять личную свободу, независимость и индивидуальность.

Князь Андрей при прощании с Пьером берёт с друга слово, что тот не будет ездить в гости к Анатолию Курагину, разгульному молодому человеку, имевшему плохую репутацию.

Безухов, покинув дом Болконского, думает о том, куда бы ему отправиться и решает... поехать к Курагину, несмотря на данное князю Андрею обещание. "И тотчас же ему пришла в голову мысль, что данное слово ничего не значит, потому что ещё прежде, чем князю Андрею, он дал слово князю Анатолю брать у него. Он поехал к Курагину."

У Курагина все гости были уже пьяны, Пьер также выпил немало, но напиваться не стал. На вечеринке Долохов заключает пари с англичанином на то, что ему удастся выпить бутылку рома, сидя за окном и ни за что не держась (раму с окном предварительно выставили из проёма). Долохов выигрывает пари.

Долохов. Долохов был человек среднего роста, курчавый и с светлыми, го-лубыми глазами. Ему было лет двадцать пять. Он не носил усов, как и все пехотные офицеры, и рот его, самая поразительная черта его лица, был весь виден. Линии этого рта были замечательно тонко изогнуты. В середине верхняя губа энергически опускалась на крепкую нижнюю острым клином, и в углах образовывалось постоянно что-то вроде двух улыбок, по одной с каждой сто-роны; и всё вместе, а особенно в соединении с твёрдым, наглым, умным взглядом, составляло впечатление такое, что нельзя было не заметить этого лица. Долохов был небогатый человек, без всяких связей." Все уважали Долохова больше, чем богатого Анатоля Курагина.

Пьер, находящийся под впечатлением отчаянно смелой выходки Долохова, решает таким же образом повторить "подвиг". Пьера пытаются удержать, так как он очень толст и явно не удержится на окне, но Безухов силён, поэтому Курагин просто обманывает Пьера, сказав, что пари они повторят завтра, а сейчас поедут в гости. Пьер сразу же соглашается.

Обратите внимание на то, как Пьер Безухов легко попадает под влияние и меняет собственные решения.

Князь Василий выполняет обещание, данное княгине Друбецкой на вечере у Анны Павловны, и сына Друбецкой Бориса переводят в гвардию прапорщиком. Анна Михайловна Друбецкая остановилась в Москве у своих богатых родственников Ростовых. Сын Друбецкой Борис годами жил у Ростовых, фактически воспитывался в этой семье.

Гцафиня Ростова. "Графиня была женщина с восточным типом худого лица, лет сорока пяти, видимо изнурённая детьми, которых у ней было двенадцать человек. Медлительность её движений и говора, происходившая от слабости сил, придавала ей значительный вид, внушавший уважение."

У Ростовых были именины двух Наталий, матери и младшей дочери. Гости съезжались для поздравлений. В разговоре с гостями выясняется, что за пьяную выходку в компании Курагина Пьера выслали из Петербурга в Москву, а Долохова разжаловали в солдаты. Долохов, Безухов и Курагин достали медведя и повезли к актрисам, на переполох прибежал квартальный, которого пьяная троица привязала к спине медведя, пустив медведя в воду. Поговорили также и о том, что Пьер скорее всего получит огромное состояние от отца, когда тот умрёт (а случиться это должно скоро), несмотря на то, что прямым наследником старого графа Безухова является князь Василий.

Наташа Ростова. К гостям выбегает Наташа, младшая дочь в семье Ростовых.

Наташа Ростова: "Черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая девочка, с своими детскими открытыми плечиками, выскочившими из корсажа от быстрого бега, с своими сбившимися назад чёрными кудрями, тоненькими оголёнными руками и маленькими ножками в кружевных панталончиках и открытых башмачках, была в том милом возрасте, когда девочка уже не ребёнок, а ребёнок ещё не девушка."

Наташа хохочет, показывая матери куклу. "...Все, даже чопорная гостья, расхохотались."

В это время в комнату входят Борис Друбецкой, Николай Ростов, студент, Соня, пятнадцатилетняя племянница графа Ростова, и Петруша, младший сын в семье Ростовых.

"Борис бып высокий белокурый юноша с правильными тонкими чертами спокойного и красивого лица.

Николай был невысокий курчавый молодой человек с открытым выражением лица. На верхней губе его уже показывались чёрные волосики, и во всём лице выражались стремительность и восторженность." Николай был стеснителен, а Борис разговорчив и уверен в себе.

Соня. "Соня была тоненькая, миниатюрненькая брюнетка с мягким, отте-нённь1м~длинными ресницами взглядом, густою чёрною косою, два раза обвивавшею её голову, и желтоватым оттенком кожи на лице и в особенности на обнажённых худощавых, но грациозных мускулистых руках и шее. Плавностью движений, мягкостью и гибкостью маленьких членов и несколько хитрою и сдержанною манерой она напоминала красивого, но ещё не сформировавшегося котёнка, который будет прелестною кошечкой. Она, видимо, считала приличным высказывать улыбкой участие к общему разговору; но, против воли, её глаза из-под длинных густых ресниц смотрели на уезжавшего в армию двоюродного брата с таким девическим страстным обожанием, что улыбка её не могла ни на мгновение обмануть никого, и видно было, что кошечка присела только для того, чтоб ещё энергичнее прыгнуть и заиграть с своим кузеном..."

Николай говорит, что мечтает о военной службе и больше ни на что не годен. После гости говорят о Бонапарте. Потом разговор зашёл о влюбленных Наташе и Борисе.

Наташа в цветочной комнате разговаривает с Борисом, играя, она предлагает Борису поцеловать её. Борис признаётся Наташе в любви и говорит, что через четыре года, когда ей исполнится шестнадцать, будет просить её руки.

После приёма гостей у Ростовых княгиня Друбецкая едет в дом старого Безухова, чтобы увидеть князя Василия. Анна Михайловна благодарит князя Василия за оказанную помощь и просит разрешения увидеть старого Безухова и добивается своего, хотя родственникам такой визит княгини не очень приятен. Анна Михайловна надеялась, что граф Кирилл Владимирович Безухов расчувствуется и даст ей денег. Но граф был очень плох и о разговорах подобного рода не могло идти и речи. Однако деньги Друбецкая получила от графини Ростовой, которая сама предложила помощь, сказав, что даёт семьсот рублей Борису на шитьё мундира.

Пьер за пьяную выходку выслан в Москву и остановился в доме отца. Все косо смотрят на Пьера, ожидая от него новых неприятностей.

Молодой Безухов попадает на вечер в дом Ростовых, где впервые встречает Наташу, которая производит на него впечатление, в её обществу Пьеру становится легко и весело. Мужчины на вечере говорят о политике, о войне, затем гости начинают играть в карты, а молодёжь принимается музицировать. (Соня наедине с Наташей делится, рыдая, своими проблемами, рассказав, что она страдает от любви к Николаю, что её любовь лишь испортит ему карьеру, а разлука так горька. Наташа сама принимается плакать от жалости к своей кузине/jf

В то самое время как у Ростовых собрались гости на вечере, старый граф Безухов умирал, исповедавшись и причастившись. Князь Василий волнуется, его беспокоит вопрос о наследстве, а мешает этому то, что граф Безухов отправил письмо государю, в котором просил признать Пьера законным сыном. Князь Василий не знает, дошло ли до государя это письмо, признан ли Пьер и получит ли всё наследство молодой Безухов. Приезжают Пьер и Анна Михайловна и идут навестить умирающего графа. Анна Михайловна, чуждая сентиментально-стей, велит Пьеру во всём слушаться её, считая, что она сможет помочь молодому Безухову решить вопрос с наследством (естественно, не забывала Друбецкая и о своих интересах). Пьер, ничего не поняв, решает слепо повиноваться.

Тем временем отец зовёт к себе Пьера. По подсказке Анны Михайловны (она жестами и мимикой руководила действиями Пьера) молодой Безухов поцеловал руку отца, сел рядом с ним в кресло. Сам же Пьер решительно не знал как вести себя в подобной ситуации, поэтому во всём полагался на княгиню Друбецкую. Старый граф Безухов был очень плох, не мог говорить, взгляд его был затуманен. Пьер не смог сдержаться и заплакал, видя беспомощность и страдания отца.

Анна Михайловна показала весь свой талант в интригах, не дав возможности князю Василию и его родне дать подписать умирающему Безухову липовое завещание. Анна Михайловна задержала старую княжну и князя Василия, а потом и вовсе отобрала портфель с неподписанным завещанием, воспользовавшись тем, что в комнату к умирающему пригласили всех родственников. Настоящее завещание, подписанное графом в полном здравии ещё до болезни, уже было готово. Старый граф Безухов умер.

Анна Михайловна напомнила Пьеру, что тот ей теперь обязан, потому что если бы не она, никакого наследства молодой Безухов бы не получил. Пьер ничего не понял.

В имении Лысые Горы князь Николай Андреевич Болконский ждёт приезда сына Андрея с женой. Вместе с отцом в имении живёт и родная сестра Андрея Болконского Марья.

Николай Андреевич Болконский (отец князя Андрея). "Он говорил, что есть только два источника людских пороков: праздность и суеверие, и что есть только две добродетели: деятельность и ум." "Так как главное условие для деятельности есть порядок, то и порядок в его образе жизни был доведён до последней степени точности." "несмотря на то, что он был в отставке и не имел теперь никакого значения в государственных делах, каждый начальник той губернии, где было имение князя, считал своим долгом являться к нему, ...и каждый ...испытывал то же чувство почтительности и даже страха, в то время как отворялась громадно высокая дверь кабинета и показывалась в напудренном парике невысокая фигура старика, с маленькими сухими ручками и серыми висячими бровями, иногда, как он насупливался, застилавшими блеск умных и молодых блестящих глаз."

Старый князь Болконский сам занимался воспитанием дочери Марьи, держал её в строгости. Девушка робела перед отцом, даже боялась его.

Княжна Марья сообщает в письме своей подруге Жюли, что скоро в Лысые Горы приедет её брат, а княжну Марью собираются выдать замуж, с женихом она не знакома. Марья пишет: "...Брак, по-моему, есть божественное установление, которому нужно подчиняться. Как бы ни было тяжело для меня, но если всемогущему угодно будет наложить на меня обязанности супруги и матери, я буду стараться исполнить их так верно, как могу, не заботясь об изучении своих чувств в отношении того, кого он мне даст в супруги."

В имение отца приезжает князь Андрей с княгиней. Они встретились с княжной Марьей, которая была искренне рада их приезду. "Княжна Марья повернулась к брату, и сквозь слёзы любовный, тёплый и кроткий взгляд её прекрасных в ту минуту, больших лучистых глаз остановился на лице князя Андрея."

Старый князь приготовил дом для беременной жены князя Андрея, а намерение сына отправиться на войну он приветствовал всей душой, даже обсудил с сыном план военных действий. На следующий день вечером князь Андрей уезжает. "Лицо князя Андрея было очень задумчиво и нежно. Он, заложив руки назад, быстро ходил по комнате из угла в угол, глядя вперёд себя, и задумчиво покачивал головой. Страшно ли ему было идти на войну, грустно ли бросать жену, - может быть, и то и другое, только, видимо, не желая, чтоб его видели в таком положении, услыхав шаги в сенях, он торопливо высвободил руки, остановился у стола, как будто увязывал чехол шкатулки, и принял своё всегдашнее, спокойное и непроницаемое выражение." Андрей сочувствует сестре, живущей вместе с отцом, у которого очень сложный характер. Андрей прощается с Марьей: "Прекрасные глаза его светились умным и добрым, непривычным блеском, но он смотрел не на сестру, а в темноту отворённой двери, через её голову." Жена князя Андрея, прощаясь с мужем, разволновавшись, потеряла сознание.

Часть вторая

"В октябре 1805 года русские войска занимали сёла и города эрцгерцогства Австрийского..." В крепости Браунау была квартира главнокомандующего Кутузова. Кутузов собирается смотреть полк. Полковой командир готовится к смотру, отдавая приказания, во что и как быть одетыми солдатам, следя за правильностью построения и видом своих подчинённых.

"Кутузов прошёл по рядам, изредка останавливаясь и говоря по нескольку ласковых слов офицерам, которых он знал по турецкой войне, а иногда и солдатам. Поглядывая на обувь, он несколько раз грустно покачивал головой и указывал на неё австрийскому генералу с таким выражением, что как бы не упрекал в этом никого, но не мог видеть, как это плохо."

"Кутузов шёл медленно и вяло мимо тысяч глаз, которые выкатывались из своих орбит, следя за начальником. Поравнявшись с 3-ю ротой, он вдруг остановился. Свита, не предвидя этой остановки, невольно надвинулась на него."

Кутузов узнал капитана Тимохина, отрекомендовав его полковому командиру как своего старого товарища и храброго солдата. В строю среди прочих был и разжалованный в солдаты за пьяную выходку в Петербурге Долохов.

Кутузов обращается к Долохову, говоря, что если он заслужит, ему вернут чин. "Голубые ясные глаза смотрели на главнокомандующего так же дерзко, как и на полкового командира, как будто своим выражением разрывая завесу условности, отделявшую так далеко главнокомандующего от солдата." Долохов просит Кутузова дать ему возможность загладить свою вину и доказать свою преданность императору России. Корнет Жаров, не счёвший нужным общаться со старым знакомым Долоховым, разжалованным в солдаты, после того, как к Долохову подошёл Кутузов, обратился со словами приветствия к другу. Долохов отвечал холодно, зная цену таким проявлениям "доброго" отношения.

Князь Андрей выполняет поручения Кутузова, составляя сводку о действиях австрийской армии.

Надо сказать, что князь Андрей очень изменился, хотя совсем недавно покинул Россию. "В выражении его лица, в движениях, в походке почти не было заметно прежнего притворства, усталости и лени; он имел вид человека, не имеющего времени думать о впечатлении, какое он производит на других, и занятого делом приятным и интересным. Лицо его выражало больше довольства собой и окружающими; улыбка и взгляд его были веселее и привлекательнее." Кутузов высоко чтил князя Андрея. В штабе одни любили и уважали князя Андрея, с этими людьми он был прост и приятен, другие, их было большинство, считали князя "холодным и неприятным человеком", но всё же уважали его и даже боялись. Князь Андрей писал отцу каждый день, испытывая искреннюю привязанность к старому князю Болконскому.

Николай Ростов служит юнкером в гусарском Павлоградском полку, расположившемся недалеко от штаб-квартиры Кутузова.

У Денисова, служившего вместе с Ростовым, был украден кошелёк. Николай Ростов догадался, что кошелёк взял Телянин (это человек с самого начала был Николаю неприятен). Ростов вынудил Телянина признаться в краже и отдать кошелёк с деньгами Денисову, однако Николаю стало настолько гадко и неприятно от поступка товарища, что Ростов бросил Телянину собственный кошелёк.

Армия Кутузова отступает к Вене, уничтожая за собой мосты. Недалеко от реки Энс сходятся две неприятельские армии. Начинается сражение. Войска Кутузова продолжают переправу. Гусары эскадрона (в числе которых был и Николай Ростов) Денисова остаются одни напротив неприятеля, дав возможность нехоте переправиться и прикрыв собой русские войска. "Неприятель перестал стрелять, и тем яснее чувствовалась та строгая, неприступная и неуловимая черта, которая разделяет два неприятельских войска." Денисов просит у штабс-ротмистра разрешения начать атаку. Штабс-ротмистр приказывает отступать. Поступает приказ зажечь мост. Французы ударили по русским картечью, Ростов был растерян, эти первые впечатления войны его не испугали, но он стыдился того, что не мог понять, что же нужно делать. Николай мысленно упрекнул себя в трусости, но успокоился тем, что его состояния никто не заметил.

Русская тридцатипятитысячная армия под руководством Кутузова, преследуемая стотысячной армией французов, отступает вниз по Дунаю.

Кутузов посылает князя Андрея к австрийскому двору с известием о победе над неприятелем. Это поручение означало для Болконского выражение особой признательности и перспективы повышения по службе. Андрей Болконский в Брюнне останавливается у своего знакомого, русского дипломата Билибина.

Билибин. Как князь Андрей был молодой человек, обещающий пойти далеко на военном поприще, так, и ещё более, обещал Билибин на дипломатическом. Он был ещё молодой человек, но уже немолодой дипломат, так как он начал служить с шестнадцати лет... И канцлер и наш посланник в Вене знали его и дорожили им. ...Он был один из тех дипломатов, которые любят и умеют работатьимевшему плохую репутацию.


Страница: [ 1 ]  2  3