Я родился и вырос в балтийских болотах,
подле серых цинковых волн, всегда набегавших
по две, и отсюда — все рифмы...
И. Бродский

Иосиф Бродский — один из самых молодых нобелевских лауреатов в области литературы (удостоен в 47 лет). Его твор¬чество в течение четверти века пользуется широкой известно¬стью. Он являлся не только признанным лидером русскоязыч¬ных поэтов, но и одной из самых значительных фигур в совре¬менной мировой поэзии, его произведения переводятся на все основные языки мира.
Жизнь Бродского богата драматическим событиями, нео¬жиданными поворотами, мучительными поисками своего ме¬ста. Поэт родился и вырос в Ленинграде. С городом на Неве связаны первые шаги в поэзии. В начале шестидесятых го¬дов Анна Ахматова назвала Бродского своим литературным преемником. И в дальнейшем именно с ним связывала на¬дежды на новый расцвет русской поэзии, сравнивая его по масштабу дарования с Мандельштамом. Тема Ленинграда за¬нимает значительное место в раннем творчестве поэта «Стан¬сы», «Стансы городу», «Остановка в пустыне». Характерно начало «Стансов»:

Ни страны, ни погоста
не хочу выбирать,
на Васильевский остров
Я приду умирать.

Однако и в зрелом творчестве поэта, в произведениях, на¬писанных в эмиграции, время от времени возникает «ленин¬градская тема».

Я родился и вырос в балтийских болотах,
подле серых цинковых волн, всегда набегавших
по две.
и отсюда — все рифмы, отсюда тот
блеклый голос,
льющийся между ними, как мокрый волос...

Нередко ленинградская тема передается поэтом косвенны¬ми путями. Такая важная для зрелого Бродского имперская тема в своих истоках связана с жизнью в бывшей столице Рос¬сийской империи. Подчеркнутый аполитизм поэзии Бродско¬го резко диссонировал с принципами официозной литературы, поэта обвиняют в тунеядстве и осуждают на пять лет ссылки.
Через полтора года он вернулся в Ленинград, много работал, занимался перевода¬ми. Это оттачивало его поэтическую лексику. Но официально он не признан, стихи не печатаются, статьи о нем самые неоп-ределенные. В 1972 году Бродский вынужден уехать в США, где являлся почетным профессором ряда университетов. В США один за другим выходят его поэтические сборники: «Стихи и поэмы», «Остановка в пустыне», «В Англии», «Ко¬нец прекрасной эпохи»... В последние годы жизни Иосиф Бродский все чаще выступал как англоязычный автор.
Для раннего поэта характерна динамика: движение, доро¬га, борьба. Она оказывала очищающее воздействие на читате¬лей. Произведения этого периода сравнительно просты по фор¬ме. Граница между ранним и зрелым Бродским приходится на 1965-1968 года. Поэтический мир его как бы застывает, начи¬нают преобладать темы конца, тупика, темноты и одиночест¬ва, бессмысленности всякой деятельности:

Шей бездну мук,
Старайся, перебарщивай в усердьи!
Но даже мысль о —
как его? — бессмертье
есть мысль об одиночестве, мой друг.

В этот период темой творчества поэта становятся любовь исмерть. Однако любовной лирики в традиционном смысле у Бродского нет. Любовь оказывается чем-то хрупким, эфемер¬ным, почти нереальным.

В какую-нибудь будущую ночь
ты вновь придешь усталая, худая,
и я увижу сына или дочь,
еще никак не названных — тогда я
не дернусь к выключателю и прочь
руки не протяну уже, не вправе
оставить вас в том царстве теней,
безмолвных, перед изгородью дней,
владеющих в зависимость от яви,
с моей недосягаемостью в ней.
Смерть придет, у нее будут твои глаза.

В поэзии Бродского возрождаются философские тради¬ции. Оригинальность философской лирики Бродского про¬является не в рассмотрении той или иной проблемы, не в высказывании той или иной мысли, а в разработке особого стиля, основанного на парадоксальном сочетании крайней рассудочности, стремлении к чуть ли не математической точности выражения с максимально напряженной образностью, в результате чего строгие логические построения становятся частью метафорической конструкции, которая является звеном логического развертывания текста. Оксюмо¬роны, соединения противоположностей вообще характерны для зрелого Бродского. Ломая штампы и привычные соче¬тания, поэт создает свой неповторимый язык, который не сочетается с общепринятыми стилистическими нормами и на равных правах включает диалектизмы и канцеляризмы, архаизмы и неологизмы, даже вульгаризмы. Бродский многословен. Его стихотворения для русской поэзии непри¬вычно длинны; если Блок считал оптимальным объемом стихотворения 12-16 строк, то у Бродского обычно стихо¬творения в 100-200 и более строк. Необычно длинна и фраза— 20-30 и более строк, тянущихся из строфы в строфу. Для него важен сам факт говорения, преодолеваю¬щего пустоту и немоту, важно, даже если нет никакой надежды на ответ, даже если неизвестно, слышит ли кто-ни¬будь его слова.

В ковчег птенец
не возвратившись, доказует то,
что вся вера есть не более, чем почта в один конец.

Свою деятельность поэт сравнивает со строительством Ва¬вилонской башни — башни слов, которая никогда не будет достроена. В творчестве Бродского мы находим парадоксальное соединение экспериментаторства и традиционности. Этот путь, как показала практика, не ведет к тупику, а находит своих новых приверженцев.

Похожие сочинения

  1. Анализ творчества Иосифа Бродского
    Лауреат Нобелевской премии 1987 года по литературе, поэт русской культуры ныне, по воле судьбы, принадлежит американской цивилизации. Роберт Сильвестр писал о Бродском: "В отличие от поэтов старшего поколения, созревших в то время, когда в России...смотреть целиком
  2. Судьба поэта
    От знака, которым поэзия отмечает на лету, от имени, которое она дает, когда это нужно, — никто не может уклониться, так же, как от смерти. Это имя дается безошибочно. Александр Блок В 1987 году Иосиф Александрович Бродский стал пятым русским...смотреть целиком
  3. Эссе о творчестве Иосифа Бродского  Новое!
    Иосиф Александрович Бродский родился в семье ленинградских журналистов. До 15 лет он учился в школе, а потом работал, изменив ряд профессий, в геологических экспедициях в Якутии и Казахстане, на Белом море и Тянь-Шане, был фрезеровщиком, геофизиком,...смотреть целиком
  4. О поэзии Бродского эмигранта  Новое!
    Поэт Иосиф Бродский, как мне известно, начинал свой творческий путь в ленинградских литературных салонах в шестидесятых годах. К «хрущевской оттепели» он подошел уже зрелым поэтом. Уже тогда предчувствовал свою нелегкую, но удивительную и благодарную...смотреть целиком
  5. Иосиф Бродский один из самых молодых нобелевских лауреатов в области литературы
    Иосиф Бродский один из самых молодых нобелевских лауреатов в области литературы (удостоен в 47 лет). Его творчество в течение четверти века пользуется широкой известностью. Он являлся не только признанным лидером русскоязычных поэтов, но и одной из самых...смотреть целиком
  6. Трансформация идей философского экзистенциализма в мировосприятии и поэзии Бродского  Новое!
    Мировоззрение Бродского во многом определяется философским экзистенциализмом С.Керкегора и Л.Шестова , а также экзистенциализмом 40-50х годов, идей, которые носились в культурном воздухе эпохи. Попов под его сильное обаяние в период своего мировоззренческого...смотреть целиком
  7. Стилевые доминанты поэзии Бродского  Новое!
    Характеризуя стилевые доминанты поэзии Бродского, нельзя обойти и специфическую «описательность», которая по обыкновению реализуется через осложненные ассоциативные образы или культурологические реминисценции, своеобразную языковую организацию поэтического...смотреть целиком