Отображение политического противодействия сил того времени в «Божественной комедии». Произведение начинается с повествования о том, что в середине жизни, т.е. где-то около 30—35 лет, заблудился поэт в жизненном лесу. И тогда увидел видение — выдающегося поэта древности Вергилия, который, поучая его, повел за собой через ад и страну раскаяния к вершинам солнечного склона. Вергилий же был не только национальным поэтом Рима, а и певцом римской истории, который больше всего прославил свое государство. Итак, именно Вергилий представляет собой символ идеи гибеллинов — идеи римской универсальной монархии. Данте ведь в конце жизни признал правду именно гибеллинов, хоть и принадлежал когда-то к белым гвельфам, за что и стал изгнанником.
Ад и Рай в представлении Данте. Заботясь о благе своей страны, Данте старался приложить силы для этого, выполняя обязанности приора, прославляя идею патриотизма в произведениях. И за политические интриги стал изгнанником и никогда больше не смог возвратиться в родную Флоренцию. Он мечтал об освобождении Италии и осуществлении его идеала о всемирной монархии с императором во главе светской власти и с папой — во главе духовной. Именно поэтому он прославил императора Генриха VII, который перешел через Альпы с армией и, появившись в Средней Италии, получил в Риме римскую корону из рук папских легатов. После неудачной осады Флоренции император вскоре умирает. Именно ему Данте отводит, чуть ли не самое лучшее место в своем «Рае».
В «Ад» Данте помещает как своих врагов, так и тех современников, даже близких, которые, по его убеждению, нарушали моральные правила.
Первые круги «Ада». Сюда Данте помещает как тех, кто еще не знал христианства, так и тех, кто не придерживался его моральным правилам. Однако он сочувствует этим людям, поскольку признает в них и величие духа, и чувствительность сердца. Такими были Франческа, Фаринетта, Кавальканте и даже наставник и учитель Данте Брунетто Латини.
Последние круги «Ада» в «Божественной комедии» и их «жители». Седьмой и восьмой круг вмещают грешников, которые свершали насилие против людей, против себя и даже против Бога. Грешники такого рода заслуживают наказание, как пишет поэт. Тем не менее, и здесь есть исключения: нельзя не испытывать удивление отважному Улиссу и не ощущать ужаса, смешанного с сочувствием, перед Уголино.
Но сатира Данте направлена больше всего против «святокупцев», где поэт встречал Папу Николая III, который, уткнувшись головой в дырку третьего рва, страдает жестоко от того, что его ноги охвачены пламенем. Здесь же приготовлено такое самое место и для еще живого тогда современника Данте Папы Бонифация VIII, что своими интригами оказывал содействие победе черных гвельфов и больше всего переживал совсем не за благо ближнего, не благо Отчизны, а за собственную выгоду. Туда же он помещает и Филиппа Красивого, что не относился с нужным почетом и вдобавок пап, которые олицетворяли власть церкви.
Ведь поэт не нападает на власть церкви, а лишь старается защитить религию и церковь от негодных пастырей. Данте был сыном своего времени, а пора средневековья диктовала такое отношение к церкви. В девятый круг Данте помещает тех, кого наказывают самыми плохими, по мнению поэта, их грех - измена. Так мучается неугомонной жаждой мести Уголино, что грызет череп архиепископа Руджери. Историю своей ненависти он тоже поведал поэту из чувства мести. За то, что граф Уголино отдал врагам крепость Кастро в Сардинии, архиепископ Руджери велел споймать графа Уголино вместе с сыновьями и внуками и затворить их в башню, а ключи бросить в реку. Через восемь дней их отворили и похоронили, так как они все погибли с голода. Так отразились в «Божественной комедии» современные Данте события.