Приблизительно в середине XII века в Европе постепенно набирает силу новое культурное движение - Возрождение, или Ренессанс. У первоистоков этого движения стоял Данте Алигьери. Некоторые историки литературы считают его одновременно и представителем средневековья, и первым из титанов эпохи Возрождения. У неподготовленного читателя может возникнуть вопрос: почему это величественное, но не развлекательное произведение названо «комедией»? Ответ прост. Во времена Данте комедией называли не только смешное, но и вообще любое драматическое зрелище. «Божественная комедия» является необычайно гармоничным творением. Поэтика его до сих пор с технической точки зрения считается непревзойденной. «Божественная комедия» состоит из трех частей - «Ад», «Чистилище» и «Рай».
Главным действующим лицом «комедии» являются сам Данте и его проводник Вергилий - древнеримский поэт, которого причисляют к одним из первых язычников, принявших христианскую идею. Мечтой великого итальянца было повести всех обездоленных к счастью. Сделать это Данте решил на собственном примере. Он проводит своих героев и читателя через все круги Ада, через Чистилище к Раю. Автор этим продемонстрировал путь для всего человечества к спасению души. Для понимания смысла «Божественной комедии» важно то, что Данте высвечивает в ней глубинный смысл бытия, его трехслойный состав: личную жизненную драму, мир природы, историю человече ства. Таким образом автор обращался не только к современникам, но и к отдельным потомкам. Путешествие по запредельному миру начинается с Ада. Сначала Данте описывает мрачный лес, который ассоциируется у него с тогдашней Италией. Главной бедой своих современников Данте считал эгоизм, гордость, склонность к насилию, чрезмерную привязанность к земным утехам. Три зверя - пантера, лев и волчица, которые появляются перед ним, последовательно символизируют человеческие пороки. Одной из вершин мировой литературы считается описание девяти кругов Ада. Над адскими воротами - мрачная надпись:
* «Ничто не вечно, я же - на века.
* Оставь надежду, всяк сюда сходящий».
Эти строки напоминают о том, что человеческая жизнь, лишенная всех надежд, превращается в настоящий ад. Данте неоднократно подчеркивает, что чем глубже грех проникает в человеческую душу, тем страшнее наказание, ожидающее ее. Поэтому в первом круге Ада находятся некрещеные младенцы и добродетельные нехристиане, во втором - нарушители супружеской верности, в третьем - чревоугодники, в четвертом - скряги и растратчики, в пятом - гневливцы, в шестом - еретики, в седьмом - насильники, в восьмом - обманщики, сводники, соблазнители, льстецы, святотатцы, колдуны, взяточники, лицемеры, лукавые советники, приспешники разврата, делатели фальшивых металлов, людей, денег и слов, в девятом - все предатели во главе с Иудой, Брутом и Кассием. Данте считает, что человек, который в своих поступках не руководствуется верой, надеждой и любовью, бросает себя в ад еще при земной жизни. После Ада дорога Данте лежит через Чистилище. Там он поднимается на гору и находит то, что утратило человечество, то есть совесть и свободу воли.
Третья часть «Божественной комедии» открывает читателю новый мир, исполненный красоты и добра. На берегах Святосияющей реки пламенеют огненные цветы - души праведников. Выше находится престол Бога. Он словно охватывает всю Вселенную. Дальше душу ведет «любовь, что движет солнце и светила».
Данте приходит к пониманию того, что миром движет любовь. Именно она определяет гармонию мироздания. Сам Данте считал «Божественную комедию» творением, освещенным высшим светом. Главной целью человечества, по мысли автора, является освобождение из цепей пороков, которое в конце концов приведет к полному слиянию человеческого и божественного начал в человеческой личности.
Имя Данте - это символическое обозначение драгоценнейших достижений культуры нашего времени, ее синтетический образ, который определяет и предсказывает ее характер, сущность и направление. Данте - прежде всего поэт, автор «Новой жизни» и «Божественной комедии», «Пира» и «Стихотворений». Гениальный поэт был мыслителем, ученым и политиком. Ученость Данте современники ценили не меньше, чем достоинства его поэтических произведений. Поэтическая слава Данте основывается на грандиозном здании «Божественной комедии».
«Божественную комедию» Данте писал почти четырнадцать лет. Слово «божественная» почитатели прибавили после смерти автора. Для Данте это была комедия, соединяющая возвышенное с обыденным и тривиальным. Кроме того, «Божественная комедия» - священная поэма, повествующая об откровениях неземного бытия. Данте преследовал поучительные цели и писал произведение не только этическое и религиозное, но и ученое. Призрачные научные построения Данте оказались емкими и способными вместить в себя удивительное душевное своеобразие. Поэтому вместе с тем «Божественная комедия» - это и очень личное произведение, в котором идет речь о вечной любви.
Данте творчески чувствовал органическое единство мира. Ощущение всего мироздания как живой целостности позволило Данте взглянуть на мир, для него нет разницы между «маленькой» и «великой» Флоренцией. Для поэта «бездушный лик» природы и мир человека едины и крепко связаны друг с другом. Зло, поднимающееся из глухих тайников души, - это то самое зло, которое подтачивает изнутри прекрасный центр божественного плода - Вселенной. Лихоимец, по мнению Данте, виновен так же, как и насильник и развратник, которые отступают от путей и указаний природы. По мере того как жизненный опыт открывал перед Данте отвратительную картину падения человека, для него становилась все более отчетливой необходимость спасения мира. И поэт хотел оповестить всех о грозящей беде и бил тревогу, раскрывая перед всеми свою хорошо продуманную и строго рассчитанную картину и систему мирских и человеческих дел.
«Божественная комедия» состоит из трех частей: «Ада», «Чистилища» и «Рая». Данте любознательно и пытливо изучал проблемы естествознания, охватил своим пониманием все формы физического мира и соединил эти интересы с самыми бесстрашными полетами фантазии. «Божественную комедию» он построил как роман приключений, действие которого развивается в неведомых странах. Данте очень точно описывает все мелочи и подробности пути. Изменения почвы, спуски, лестницы, скалы, тропинки и проходы обрисованы автором так, что у читателя не остается сомнения в реальности изображаемого.
В первом круге ада нет мук, а есть только тихая грусть и вздохи. Тут - души добродетельных нехристиан и некрещеных младенцев, героев Древней Греции и Рима. Здесь в светлом, уютном месте Данте встречает величественные тени Гомера, Овидия, Горация, Лукана, тут постоянно живет и дух Вергилия. Данте размещает здесь вместе с героями Троянской войны и Юлием Цезарем дух султана Саладина, который воевал с крестоносцами.
Настоящий ад начинается со второго круга, в котором вихрь гонит души повинных в сладострастии. Здесь, в пятой песне, один из самых трогательных моментов мировой поэзии - история несчастной любви Паоло и Франчески. И хотя Данте как христианин должен был осудить любовников, все повествование проникнуто сочувствием, которое невозможно выразить.
Сочувствует Данте и чревоугоднику Чакко, который находится в смрадном болоте под холодным дождем в следующем, третьем круге. Именно Чакко предсказывает Данте его будущее изгнание. Следующие четвертый и пятый круг (скупцы и расточители, гневные) пройдены вроде бы успешно. Зато перед шестым кругом - огненным городом, где начинается глубинный ад, в котором караются самые страшные грешники, Данте и его проводнику приходится остановиться. Только посланец с неба приходит на помощь и раскрывает перед ними ворота. Здесь, в шестом кругу ада, - еретики.
В трех самых нижних кругах наказывается насилие. В седьмом круге Ада - насилие над ближним и над его достоянием (тираны, убийцы, разбойники), над собою (самоубийцы и моты), над божеством (богохульники), над естеством (содомиты), над естеством и искусством (лихоимцы). В восьмом - обманувшие недоверившихся (сводники и обольстители, льстецы). В девятом - обманувшие доверившихся (предатели родных, родины и единомышленников, друзей и сотрапезников, благодетелей, величества божеского и человеческого). Поскольку обманывать способны только сознательные существа, то эти грехи - более тяжелые, чем насилие. Сюда Данте помещает и продажных пап. И, наконец, в глубине девятого круга мучаются трое самых позорных, по мнению Данте, предателей - Юда и Брут с Кассием, убившие Цезаря.
Читатели вместе с Данте вступили в преддверие «Ада», где караются столь ненавистные ему «нерешительные», не примкнувшие ни к одной из партий, и увидели, как они несутся вслед за знаменем - нагие, мучимые мухами и осами, обливаясь кровью и слезами, которыми у их ног питаются отвратительные черви. И читатели ни на минуту не остаются в неведении относительно всех ужасов и чудес, открывающихся перед нашими глазами. Мы вместе с автором проходим через тесный и смрадный «Ад», озаренный багровым заревом города Данте, видим там пленительную Франческу, узнаем подробности мучений, видим злобные игры адских служителей, слышим, какая мука уготована ненавистному Бонифацию, как терзается в центре Джудекки гигантский Люцифер. Ненависть, скорбь, негодование и гордое упорство в грехе - вот господствующая атмосфера, в которой разворачиваются отдельные сцены и картины.