дия» Данте Алигьери - одно из самых известных произведений мировой литературы. Она была написана в начале XIV века, но и до сих пор ее читают и пытаются понять тот смысл, который вложил в нее знаменитый уроженец города Флоренции.
Я попытаюсь рассказать, как я поняла первую песнь «Комедии». Первая песнь - вводная. И, по-моему, она является самой автобиографической во всей поэме. Как и вся поэма, она в символических образах рассказывает о различных событиях в реальной и духовной жизни самого Данте.
Странствия Данте по загробному миру начинаются в дремучем лесу, когда самому поэту уже около 35 лет; около 1300 года Данте начал писать свое великое произведение:
Земную жизнь пройдя до половины, Я очутился в сумрачном лесу...
После смерти Беатриче в 1290 году, которую Данте любил всю свою жизнь, он, по его образному выражению, заблудился, «утратив правый путь во тьме долины». Начало 1300-х годов, когда Данте начал писать свою «Комедию», связано также с политическими волнениями во Флоренции, в результате которых поэт, занимавший высокий пост во Флорентийской республике, был осужден и изгнан с любимой Родины. Эти годы для Данте настолько тяжелы, что он не хочет говорить о них подробно:
Не помню сам, как я вошел туда...
Данте увидел высокий холм посреди леса и, немного передохнув, отправился туда, ища спасения. Ведь с высоты видно, куда идти. И любая высота приближает человека к Богу, то есть к спасению: Когда я телу дал передохнуть, Я вверх пошел...
Но три страшных диких зверя мешают Данте спастись из «дикого, дремучего и грозящего леса»: рысь, лев и волчица. Поэма Данте скорее все-таки символическая, чем реалистическая. Эти звери символизируют три человеческих порока, которые были свойственны и самому Данте в полной мере:
... Проворная и вьющаяся рысь, Вся в ярких пятнах пестрого узора...
Таково описание рыси, «зверя с шерстью прихотливой», которая символизирует похоть, стремление удовлетворить половое влечение. Для Данте это является страшным грехом, потому что его любимая Беатриче умерла, но он не мог удержаться и ухаживал за другими женщинами. От этого греха поэта спасает «Божественная Любовь», которая проявила себя взошедшим солнцем:
Был ранний час, и солнце в тверди ясной
Сопровождали те же звезды вновь,
Что в первый раз, когда их сонм прекрасный
Божественная двинула Любовь.
Доверяясь часу и поре счастливой,
Уже не так сжималась в сердце кровь
При виде зверя с шерстью прихотливой...
Гордыня, высокомерие и любовь к деньгам и власти для Данте гораздо более страшные грехи. Их символизируют лев и волчица: Навстречу вышел лев с подъятой гривой. Он наступал как будто на меня, От голода рыча освирепело И самый воздух страхом цепеня. И с ним волчица, чье худое тело, Казалось, все алчбы в себе несет...
Страшные звери-грехи оттесняют Данте к пропасти, к гибели души. Но Беатриче оберегает Данте на протяжении всей его жизни. А после смерти ее «достойнейшая душа» становится ангелом и не оставляет Дан¬те в его блужданиях по земле. Беатриче, увидев страдания поэта, посылает к нему помощь Вергилия - знаменитого римского поэта, который: ... вверил песнопенью, Как сын Анхиза отплыл на закат От гордой Трои, преданной сожженью.
Современники Данте почитали Вергилия, а для самого поэта он был «учителем, примером любимым»:
Ты мой учитель, мой пример любимый; Лишь ты один в наследье мне вручил Прекрасный слог, везде превозносимый.
Именно Вергилий будет оберегать Данте в его путешествиях по миру мертвых:
Иди за мной, и в вечные селенья Из этих мест тебя я приведу, И ты услышишь вопли исступленья И древних духов, бедствующих там, О новой смерти тщетные моленья...
Существует множество версий, почему Данте выбрал себе в про¬водники Вергилия. Например, причиной, возможно, послужило то, что Вергилий описывал в своей «Энеиде» странствия героя Энея по подземному царству мертвых. Мне кажется, что это не единственная причина. Ведь странствия Одиссея по Аиду описывал и Гомер, который всегда был очень почитаемым поэтом. Но Вергилий - еще и земляк Данте, римлянин, а значит, предок итальянцев:
Я от ломбардцев низвожу мой род, И Мантуя была их краем милым...
Данте была свойственна гордость за собственный народ и его богатства - язык, богатую национальную историю. Но Вергилий обладал в глазах Данте еще одним превосходным качеством. По мнению средневековых ученых, именно Вергилий первым из язычников почувствовал появление Иисуса Христа и предсказал его в своих стихах. Поэтому, мне кажется, из всех знаменитых и безгрешных людей, «кто жил до христианского ученья», которые томятся в первом круге ада, только Вергилию дозволена Богом достаточная свобода передвижения. Он не может пройти только в рай:
Царь горних высей [то есть Бог], возбраняя вход В свой город [в рай] мне, врагу его устава [язычнику],
Тех не впускает, кто со мной идет...
Алчность, жажда денег, власти и славы и для Вергилия является самым страшным человеческим грехом:
Волчица, от которой ты в слезах. Всех восходящих гонит, утесняя, И убивает на своих путях; Она такая лютая и злая, Что ненасытно будет голодна, Вслед за едой еще сильней алкая...
В финале первой песни Вергилий уводит Данте к спасению, которое ждет поэта через осознание собственных грехов, и Данте благодарен ему за помощь:
Чтоб я от зла и гибели ушел, Яви мне путь, о коем ты поведал, Дай врат Петровых мне увидеть свет И тех, кто душу вечной муке предал.
Первая песнь «Божественной комедии» очень важна. В ней для читателя проясняются причины, благодаря которым Данте очутился в загробном мире. Рассказывается о его проводнике, упоминается Беатриче, в честь которой Данте написал «Комедию». И еще читатель узнает очень важную вещь: несмотря на страшное начало, путешествие Данте закончится хорошо, потому что он сумеет уйти от грехов и встретится с той, кого любил всю жизнь.