Начиная с XIII века в западноевропейских странах в полный голос заявляет о себе новая система мышления и видения мира. Вплоть до XVII века здесь царствует Ренессанс, яркой чертой которого был антропоцентризм.
Человек традиционно был важным объектом философского анализа и не единожды в истории философии становился центральным, связующим звеном в системе универсума. В период средневековья считалось, что человек находится на верхнем уровне в иерархии живых существ, которые сотворил Бог, но он не является самодостаточным, а имеет значение только в своем отношении к Богу. Гуманистическую философию Возрождения интересует, в первую очередь, земное предназначение человека. На смену классическому идеалу человека средневековья — монаху-аскету или воину-рыцарю — приходит новый идеал — яркой, сильной личности, которая стремится достичь счастья не земле, развивая и утверждая творческие способности своей активной натуры.
Истоки гуманистической культуры Возрождения наметились в творчестве великого итальянца Данте Алигьери. В своих философских трактатах и «Божественной комедии» он обосновал положение о том, что человек является своеобразным звеном между, тленным и нетленным миром. Дуалистическая природа человека — его смертная и бессмертная сущности — определяет и дуализм его предназначения: «он единственный из существ определяется двумя конечными целями». Эти две конечные цели человеческого существования — два вида блаженства: первое блаженство можно достичь в земной жизни благодаря «собственным достоинствам», а второе возможно только после смерти (это блаженство «вечной жизни», которое заключается в созерцании божественного образа).
Данте считал, что свобода человеческой деятельности является обязательным условием не только посмертного воздаяния, но и моральной оценки человека. Используя данную ему свыше свободу, человек способен выполнить свое земное предназначение. Данте был уверен в том, что благородство личности не зависит ни от знатности, ни от богатства. Только активная деятельность может возвысить природное, человеческое до уровня божественного.
Жадность и стяжательство во все времена вызывали ненависть, вражду и войны. Согласно Данте, еще Аристотель в «Политике» говорил о том, что в «испорченном обществе порядочный человек делается скверным гражданином, в то время как в праведном обществе честный человек и хороший гражданин — одно понятие».
В «Божественной комедии» перед нами представлена драматическая история гибели (Ад), перерождения (Чистилище) и возрождения (Рай) человеческой души. Данте стремится провести читателя через страдания и искупление грехов к познанию высшей истины, помочь ему, отринув внутренний разлад, познать истинный смысл своего бытия. Поэт писал: «Предмет поэмы — человек, который силой своей воли по заслугам получает справедливое возмездие или расплату».
Одиссея Данте начинается вечером в Страстную пятницу и завершается в Страстную субботу. Целые сутки проводят Данте и его верный спутник Вергилий в царстве вечных мучений и страданий. Как известно, Вергилий — знаменитый поэт, автор «Энеиды». В средние века он пользовался легендарной славой мудреца, чародея и предвозвестника христианства. В «Божественной комедии» Вергилий — проводник поэта через Ад и Чистилище к Раю, он — символ разума, направляющего людей к земному счастью. Время действия выбрано не случайно. Согласно христианской традиции именно в конце Страстной недели закончилась жизнь Иисуса Христа, который, умирая на кресте, стал Искупителем грехов всего человечества. Между своей смертью и воскресением Христос сошел в ад и вывел оттуда ветхозаветных святых в рай, открывшийся для людей только с искуплением их первородного греха. Земной человек с его чувствами, радостями и страданиями очутился в мире вечности. Это человек большой и гордой души, наделенный живым и многообразным миром чувств и отношений — любовью, ненавистью, страхом, состраданием, мятежными предчувствиями, радостями и скорбями и прежде всего неустанными, пытливыми поисками истины.
В книге «Ад» автор и лирический герой сопереживают людям, страдающим из-за своих неуемных страстей. Грешники не только терпят страшные муки, они не имеют надежды на какие-либо изменения. Уже умершие телесной смертью, они хотели бы умереть и душой, чтобы прекратились их муки. В Аду грешники размещены согласно своим прегрешениям:
* В неправде, вредоносной для других,
* Цель всякой злобы, небу неугодной.
* Обман и сила — вот орудья злых.
В преддверье находятся те, кто в жизни не знал ни добра, ни зла, был равнодушным и никчемным. В первом круге — души неокрещенных младенцев и тех, кто умер до христианства. Во втором круге страдают погубленные жаждой наслаждений. Далее копошатся в грязи чревоугодники: «на них такая грязь от жизни гадкой». Страшная вражда царит в круге четвертом, где страдают скряги. В горящей земле, в гробах мучаются все те, кто верил, «что души с плотью гибнут без возврата». Кровавая река поглощает убийц, а в самом нижнем круге Ада среди вечного холода находятся предатели.
Все эпизоды поэмы поражают своим высоким гуманизмом, страстным сочувствием к человеческому страданию. Особенное место среди прочих занимает эпизод о Паоло и Франческе. Гвидо де Полента для того, чтобы прекратить кровавую вражду, выдает свою дочку Франческу замуж за сына своего врага, Джанчото Малатесту. Джанчото некрасив и к тому же хромой, поэтому на церемонии бракосочетания его заменяет младший брат Паоло. Неожиданно Паоло и Франческа полюбили друг друга. Узнав о предательстве, Джанчото убивает влюбленных.
Поэт, не осознавая пагубности любви, которая привела к гибели и предательству, между тем не решается разлучить любовников. Он осуждает своих героев, лишая их надежд на оправдание: «любовь сжигает нежные сердца» и может быть сильнее, чем человеческий разум. Борьба добра и зла, света и мрака продолжается и в Чистилище. Здесь человек должен очиститься от своих грехов и стать достойным познания истины. Рай является местом, где силы света окончательно побеждают силы тьмы. Здесь души свободны, они свободно летают, наслаждаясь наблюдением великолепия и грандиозности Творца. Здесь автор в определенной мере теряет свою самостоятельность. Поучают здесь его праведники, открывая ему истины, которые не способен осознать разум человека. Здесь апостолы Петр, Яков и Иоанн проверяют, правильно ли он усвоил все богословские истины — веру, надежду и любовь.
Как видим, в «Божественной комедии» воплотился новый Гуманистический идеал. Этим идеалом для всего человечества становится сам поэт, познавший то, что другим ранее не было дано. Человек страстный, чья душа была полна сострадания к человечеству, надежд на изменение жизни к лучшему, он все время искал свой путь в мире кровавой вражды. Он ошибался, разочаровывался, но снова и снова пытался познать истину и донести ее людям. Он всегда сохраняет верность двум своим музам: Беатриче и Италии.
Необходимо понимать, что именно к нам, благодарным потомкам, обращается поэт в «Божественной комедии», произведении грандиозном и бессмертном:
* О Вышний Свет, над мыслию земною
* Столь вознесенный, памяти моей
* Верни хоть малость виденного мною.
* И даруй мне такую мощь речей,
* Чтобы хоть искру славы заповедной
* Я сохранил для будущих людей!