Каждая культура создает свой неповторимый женский идеал. Преимущественно - это представления мужчин, какой должна быть женщина. Создание идеала, таким образом, - это своеобразный способ воспитания. Гомеровская Греция создала два значительных и совсем противоположных идеала - образ Елены, олицетворение самодовлеющей красоты, которая несет с собой ссоры между мужчинами и является причиной войн, и образ Пенелопы - олицетворение покорности, верности, преданности, терпеливости. Именно Пенелопа, на наш взгляд, является тем воспитательным идеалом, наследуя который, женщина должна приобрести черты, которые сделают из нее хранительницу домашнего очага, хранительницу семьи. Интересно, что, по мифологии, эти два персонажа имеют довольно близкие родственные отношения. Так, Елена является дочерью самого Зевса и Леды, формально приемная дочь спартанского царя Тиндарея.

Отец Пенелопы - соправитель Тиндарея, его брат Икарий, мать - нимфа Перибея. Бывшее имя Пенелопы - Арнея, или Арнакия. По приказу своего отца она была брошена в море, но стая уток с розовыми полосами на перьях спасла ее. Пораженные этим, Икарий и Перибея пришли в умиление и отменили приказ, дав дочери новое имя, - Пенелопа, что означает “утка”. Таким образом, Пенелопа также не простая смертная, ведь нимфы - полубессмертные существа. В истории замужества у них есть также много общего. Так, Одиссей, будущий муж Пенелопы, принимает участие в решении судьбы Елены.

Когда на сватанье к Елене прибыли зажиточные женихи со всей Греции, преимущественно царской крови, Тиндарей оказался в затруднительном положении, так как любой выбор угрожал ссорой. Именно в этот момент Одиссей, в обмен на обещание Тиндарея женить его на Пенелопе, посоветовал предложить женихам защищать избранника Елены, кем бы тот не был. Отдав Пенелопу за Одиссея, Икарий уговаривал его остаться в Спарте, а когда тот не согласился, долго шел за колесницей молодожена, уговаривая остаться свою дочь. Тогда Одиссей, который долго молчал, предложил Пенелопе самой сделать выбор - или вернуться с отцом, но без мужа, или отправиться в Итаку вместе с мужем.

Вместо ответа Пенелопа лишь опустила покрывало. Икарий, понимая правоту Одиссея, покидает молодых и после отъезда дочери возводит в честь ее скромности и преданности памятник на том месте, где состоялась эта сцена. Таким образом, Пенелопа показывает верность своему мужу уже сразу после замужества. Нужно отметить, что образ Пенелопы не был полностью выдуманным Гомером, он лишь вобрал в себя то представление о женщине, которое было распространено в Древней Греции. Дело в том, что древнегреческая цивилизация - мужская цивилизация, в которой женщине отводилась очень скромная роль. Например, афинянки почти все дни проводили в гинекеи, так называемой женской половине дома, занимаясь преимущественно домашним хозяйством и воспитанием детей. На улицу афинянка выходила только в сопровождении рабыни, скрывая лицо за покрывалом.



Афиняне были убеждены, что женщина должна вести себя так, чтобы о ней вообще нельзя было сказать ни хорошего, ни плохого, т.е. женщина как личность не имела никакой ценности. Теперь становится понятным, почему именно Пенелопа становится в античности своеобразным эталоном, эпическим образцом женского поведения. Елены волшебные, но опасные. Пенелопы не становятся поводом для войн - они терпеливо ждут мужей, которые воюют за Елен, - они настоящие хранительницы домашнего очага. Поэтому и Гомер не жалеет эпитетов для Пенелопы. Она у него здравомыслящая, умная, мудрая, имеет замечательные мысли, благородное сердце, она добродетельная, безупречная, сильная, хитрая. Волей обстоятельств Пенелопа находится в трудном положении: 20-летнее отсутствие мужа на острове требует от этой женщины самостоятельных решений ради сохранения царского имущества и власти. За ней ухаживает много женихов, которые претендуют занять свободное место властителя.

Два десятилетия одиночества и ожиданий привели к тому, что Пенелопа, потеряв надежду, заперлась в себе, впала в забвение. Ее уже не интересует собственная внешность, она не способна привораживать других мужчин, свято храня верность полузабытому Одиссею. Сложность положения матери понимает Телемах, которого не устраивает неопределенность.

Сама Афина советует Телемаху склонить Пенелопу к браку. А отец и брат просто принуждают ее вступить в брак с Евримахом. Она вспоминает и слова Одиссея, который, перед тем, как уйти на войну, приказывал ей, в крайнем случае, найти себе достойного мужа, когда сын станет взрослым. Но Пенелопа неумолима - она придумала хитроумную историю с ковром, который она должна соткать, прежде чем вступить в брак. Ковер систематически распускается ею ночью, - это свидетельствует о том, что эта женщина сделала свой выбор.

Она остается до конца верной своему мужу. Именно в этом самоотречении показывается ее героизм и несокрушимая сила воли. Гомер невольно восхищается своей героиней, поэтому и делает финал счастливым для нее. Верная жена дождалась своего мужа, сохранив дом и семью. Действительно, имея таких жен, одиссеи могли надолго оставлять семью, так как их ожидали верные Пенелопы.