Уместной будет мысль о том, что Одиссей, создав семью, собственноручно делает брачное ложе из корня маслины, закрепив, таким образом за родной землей основы своей собственной семьи. Описание кровати представлено в поэме Гомера с многочисленными деталями и вкладывает его автор в уста своего героя также не случайно, ведь это тайна, которую знали только двое - муж и жена и еще верная служанка Пенелопы, ее наперстница. Перенести ложе в другое место означало разрушить сами основы семьи Одиссея. Интересно, что супружеское ложе сделано именно из ствола маслины. Маслина, деревянное масло, всегда считалась у греков символом плодородия, благосостояния. Кроме того, форма кровати, сделана таким образом, что близка к кругу. Мы уже отмечали, что судьбе Одиссея присущая своеобразная кругообразная структура. В кругу его жизненного пути есть несколько чрезвычайно важных для героя кругов - круг семьи, круг друзей. И поэтому абсолютно уместным кажется то, что основой его семейного круга является брачное ложе в форме круга.
Путь Одиссея также максимально сориентирован к кругу. Круг морей окружает земли, мимо которых проходит жизненный путь Одиссея. Судьба вырывает его из этого безграничного круга (греки вообще считали, что все окружает Океан-река в форме круга. Вспомните основные образы-символы щита Ахилла из поэмы Гомера “Илиада”) и бросает в ряд меньших кругов - островов, которые превращаются в своеобразные испытания, чтобы в конце концов Одиссей попал в один-единственный, родной и овеянный мечтой острова Итаку, откуда его родительные корни. Пространство для Одиссея будто суживается к кругу брачного ложа, но при этом не возникает ощущения замкнутости. Наоборот, супружеское ложе Одиссея и Пенелопы приобретает значение Вселенной, в основе которого лежит верный, испытанный временами брак и чувства героев.
Этот образ превращается в образ-символ - корень маслины, корень жизни, дерево жизни, семейное дерево. С этим образом непосредственно связана одна из ведущих идей “Одиссеи” Гомера - на пути жизненных испытаний человек находит силу противостоять всем неурядицам и препятствиям в семейном тепле, в корнях отчизны, в супружеской верности. Это делает человека стойким, находчивым, способным противостоять как естественным стихиям, так и человеческому коварству. Несмотря на своеобразную идеализацию образа Одиссея самим Гомером, мы находим в тексте многочисленные знаки развенчания героя. Одиссей не всегда прислушивается к советам спутников или мудрых советов со стороны (например совета Киркеи); он коварный - умело расставляет ловушки для Полифема; он тщеславный; он жестокий и безжалостный к врагу (вспомните, каким кровавым было пиршество мести Одиссея женихам).
В. В. Рогозинский приводит еще один интересный пример отражения образа Одиссея в последующей литературной традиции: это поэма Данте Алигьери “Божественная комедия”. В части “Пекло” читатели наталкиваются на эпизод, посвященный пресловутому царю Итаки. В восьмом кругу ада происходит встреча героя Данте, сопровождаемого Вергилием, с Улиссом-Одиссеем, точнее - они увидели огненный столб, в котором испытывал вечных мучений герой гомеровских поэм. В “Илиаде” Гомером прославлена героика человеческого духа. Большей частью образы этой поэмы - это образы воинов. Одиссей в “Илиаде” возникает лишь как воин - отважный, умный, красноречивый, мудрый в советах.
В поэме же “Одиссея” он возникает во всем своем человеческом величии - и как воин, и как друг, и как вождь, и как отец, и как муж, и как человек, на судьбу которого выпало столько неурядиц и испытаний. Эпичность “Одиссеи” заключается во всестороннем изображении человеческого характера и его испытаний, в масштабном воспроизведении обычаев и особенностей жизни древних греков. Какие же именно художественные средства помогли Гомеру создать эффект максимальной достоверности и реалистичности изображенного в поэмах “Илиада” и “Одиссея”?
* Во-первых, это чрезвычайная, даже педантичная точность деталей рассказа.
* Именно они разрушают налет фантастичности и убеждают читателя в реальности события.
* Во-вторых, проникновенный драматизм событий также служит эффекту достоверности.
* В-третьих использование постоянных эпитетов. Эпитеты Гомера постоянные и вместе с тем удивительно разнообразные и картинные, т.е. они воссоздают обстоятельства. Они всегда уместные, максимально выразительные и эмоциональные.
И, в конце концов, Гомер владеет магией художественного слова, он ощущает безграничное пространство слов, он погружается в языковое богатство, в котором все ему подвластно. Литературовед С. Д, Артамонов считает, что поэмы Гомера разные по тематике. “Илиада” - произведение исторического характера. Она рассказывает о событиях не только общенародного, но и для того времени международного значения. Столкнулись в могущественном противоборстве племена и народности величественного региона, и это противоборство надолго запомнилось следующим поколениям (оно происходило, как считают, в XII ст. до н.э.), описанное с обязательной для исторической науки точностью. Это произведение отобразило с энциклопедической широтой весь духовный мир Древней Греции - ее верования (мифы), ее социальные, моральные, политические нормы. Оно запечатлило с пластической наглядностью и ее материальную культуру.
Задуманный как исторический рассказ, он с огромной художественной выразительностью воссоздал физический и духовный облик участников события - показал конкретных людей, их индивидуальные черты, психологию. Поэт вычленил основную моральную проблему своего рассказа, подчинив ей, собственно, весь ход рассказа - влияние человеческих страстей на жизнь общества (гнев Ахилла). В этом воплотилась его собственная моральная позиция. Гневу и жестокости он противопоставил идею гуманности и добра, честолюбию и погоне за славой (Ахиллес) - высокую гражданскую доблесть (Гектора).
“Одиссея” вобрала в себя гражданские и семейно-бытовые идеалы древнегреческого общества - любовь к родине, дому, чувство супружеской верности, родительской и сыновьей связи. Тем не менее, в основном это история “открытия мира”. Человек, в данном случае Одиссей, с любознательностью смотрит на загадочный, неизведанный, преисполненный тайн окружающий мир. Его проникновенный взгляд стремится достигнуть его тайны, познать, узнать обо всем. Ненасытное влечение к познанию неизвестного - главный идейный стрежень странствий и приключений Одиссея. До определенной меры это и древний утопический роман. Одиссей побывал в потустороннем мире, в Аиде, и в стране социальной справедливости, общего процветания и благополучия - на острове феаков.
Он заглянул в будущее технического прогресса человечества - плыл на корабле, управляемом мыслями. Ничто не останавливало его любознательности. Он стремился все стерпеть, все подвергнуть испытанию, какие бы беды не угрожали ему, ради того, чтобы узнать, постигнуть неизведанное, еще не испытанное. В “Илиаде” показаны хитрость и лукавство Одиссея как главные и, собственно, не всегда симпатичные его черты. В “Одиссее” же - любознательность, проникновенность ума. Правда, и здесь не оставляет его дух лукавства, помогая ему в тягчайших ситуациях.
Итак, это две поэмы, которые охватили жизнь древнегреческого народа. Первая осветила общество во всем многообразии его исторического бытия, вторая - отдельную личность в ее взаимосвязях с людьми и главным образом с природой. Одиссей возникает как представитель всего человечества, которое открывает и познает мир.