На самом деле удивительный успех эксперимента Хигинса обусловлен прежде всего неординарной личностью самой Элизы. Никакие новейшие и наиболее эффективные методы преподавания, никакой педагогический талант не смогли бы помочь уважаемому профессору, если бы девушка не оказалась такой настойчивой в достижении цели, такой восприимчивой ко всему тому, чему ее учили Хигинс - сознательно, и Дулитл - скорее интуитивно, собственным примером, собственной жизнью. Мусорщик Альфред Дулитл в социальном плане находится, как бы сказать, “на дне”, но это личность и яркая, и необыкновенная. Во время анализа произведения появляются все основания утверждать, что многими, если не всеми, положительными чертами характера Элиза обязана именно своему отцу.

Впечатляющая пластичность поведения этого человека, его умение почти мгновенно объясниться с любым собеседником, здоровый цинизм в отношении к действительности и людям, оригинальность мышления и чувство собственного достоинства очевидны. И, по нашему мнению, намного интереснее в образе Альфреда Дулитла является его исключительное приспособленчество к любой ситуации: он остается самим собой и как мусорщик, когда мы его видим впервые, и как “уважаемый буржуа”, который должен сегодня вступить в брак. Иначе говоря, изменяются обстоятельства, но не изменяется человек: личность остается личностью. Альфред Дулитл - это оригинальный и самодовлеющий человек, отношение которого к миру всегда было личностным. Но, об этом нужно помнить, именно такой человек формировал внутренний мир Элизы. Мифический Пигмалион создал Галатею, в которую богиня вдохнула жизнь, а Дулитл, “Пигмалион дна”, создал Элизу - и создал ее именно такой, какой встретил цветочницу Хигинс. Профессору осталось с помощью своего таланта “огранить и отшлифовать” этот необыкновенный “алмаз”, превратив его в ценный камень. Вот почему Альфреда Дулитла можно смело назвать “Пигмалионом №1″ относительно Элизы.




Именно он является автором совершенства. Сопоставление образов Хигинса и Дулитла нужно для того, чтобы выявить, каким образом каждый из них влиял на формирование Элизы как личности. Это же сопоставление должно помочь школьникам в постижении общего замысла пьесы и вместе с тем заставит обратить внимание на поэтику произведения. При этом не останется в стороне и проблема положительного героя, а также моральной основы в жизни.

В конце концов, сопоставление этих персонажей и определение их влияния на формирование внутреннего мира Элизы дает возможность во многом понять и образ главной героини произведения. В этой пьесе важными и актуальными являются идеи фабианства, “создание нового человека” благодаря изменению условий его жизни, прививанию культуры и обогащению внутреннего мира человека. Бесспорно, что автор “Пигмалиона” целиком серьезно относится к возможности таким образом улучшить жизнь общества в целом. И в самом деле, объективно образ Элизы претерпевает изменений, внешне просто впечатляющих, на протяжении развития действия пьесы.

Осознание же роли отца и Хигинса в формировании характера Элизы может убедить старшеклассников в том, что нельзя абсолютизировать внешнее влияние на человека. Прежде всего, от самого человека в значительной мере зависит, окажется ли внешнее положительное влияние на него результативным для развития личности.