Виктор Петрович Астафьев (1924-2001) начал писать очень рано. Работая корреспондентом в различных газетах, Астафьев заявил о себе как прозаик в 1953 г., выпустив сборник рассказов «До будущей весны». Следом вышли книги для детей: «Огоньки» (1955), «Васюткино озеро» (1956), «Дядя Кузя, лиса, кот» (1957), «Теплый дождь» (1958). Писателя волновала проблема становления личности в нелегких жизненных условиях. Эта тема нашла отра­жение в произведениях: «Звездопад», «Кража», «Где-то гремит вой­на». В последующих рассказах Астафьев писал о людях села, про­изведения писателя критика стала причислять к деревенской прозе. Жанр короткого или приближенного к повести рассказа ста­новится любимым для писателя.

Большое место в творчестве писателя заняла работа над прозаи­ческими циклами «Последний поклон» и «Царь-рыба». Замысел «Последнего поклона» (1958-1978), создаваемого в течение двух де­сятилетий, родился от желания писателя рассказать о Сибири, о впечатлениях детства. Автор назвал сборник «страницами детства». Главным героем цикла, объединяющим все рассказы, является ре­бенок Витька Потылицын. Первая книга наполнена описанием детских игр, рыбалок, деревенских забав. Мальчик Витька эмоцио­нально открыт к пониманию красоты, через его восприятие писа­тель передает песенную разноголосицу. Написанные от первого лица рассказы наполнены чувством благодарности судьбе за обще­ние с прекрасной природой, за встречи с необыкновенными людь­ми. Писатель отдал последний поклон всему хорошему, что было и есть в этом мире. Страницы книги проникнуты исповедальностью и лиризмом.

Новеллистический цикл «Царь-рыба» (1976) рассказывает о взаи­моотношении человека и природы. Сюжет книги связан с путешест­вием автора по родным местам Сибири. Действие каждого из расска­зов происходит на одном из притоков Енисея. Меняются люди, обстоятельства, неизменной остается река, олицетворяющая течение жизни. В нескольких рассказах поднимается проблема браконьерст­ва. Это, по мнению писателя, не только браконьеры из поселка Чуш, безжалостно уничтожающие речные богатства, не только государст­венные чиновники, так спроектировавшие плотину, что река за­гноилась и все живое в ней погибло, но и Гога Герцев, который раз­бивают сердца одиноких женщин. «Царь-рыба» — это книга- предупреждение о надвигающейся экологической катастрофе, раз­мышления писателя о бездуховности современного общества.«Криком изболевшей души» назвал Василь Быков роман Астафь­ева «Печальный детектив» (1986). Сам автор считал его необычным романом, соединившим художественность с публицистикой. Героем романа является сотрудник милиции, оперуполномоченный Леонид Сошнин. Действие происходит в провинциальном русском городке Вейске в течение нескольких дней. В романе девять глав, рассказы­вающих об отдельных эпизодах из жизни героя. Воспоминания героя переплетаются с реальными эпизодами его профессиональной дея­тельности. Предстает страшная картина насилия, грабежей, убийст­ва. Конфликт произведения заложен в столкновении главного героя с миром безнравственности, беззакония.

Астафьев много размышлял о войне и неоднократно обращался к этой теме. Первым произведением, рассказывающем о военных событиях, была повесть «Звездопад» (1961). В начале 70-х вышло, по мнению критиков, самое совершенное произведение писателя — повесть «Пастух и пастушка» (Подзаголовок «Современная пасто­раль», 1867—1971). В центре повести история взаимоотношений Бо­риса Костяева и Люси. Писатель параллельно описывает нежные отношения влюбленных и страшные картины смерти и крови на войне. Свой миф о Великой Отечественной войне Астафьев создал в романе «Прокляты и убиты» (1992, 1994). Произведение резко от­личается от всего созданного о Великой Отечественной войне: писа­тель разрушает сложившиеся стереотипы изображения народа на войне.

О чем бы ни писал Астафьев главной темой в его творчестве все­гда были судьба и характер простого человека, жизнь народа «во глубине России».

Похожие сочинения

  1. Осуждение войны в произведениях Виктора Астафьева
    Астафьев усиливает пасторальную линию с помощью дополнительных, собственно архитектонических ходов. Уже в самих названиях основных частей повести есть определенная логика. Часть первая называется "Бой" - здесь представлена война как источник...смотреть целиком
  2. Экологические и нравственные проблемы в произведениях В. П. Астафьева
    Последняя четверть XX века поставила перед человечеством глобальную проблему — проблему экологии, сохранения природного равновесия. Взаимоотношения природы и человека обострились настолько, что стало понятно: или человек научится жить как часть природы,...смотреть целиком
  3. Становление Виктора Астафьева.
    Известный писатель, лауреат Государственной премии, Виктор Петрович Астафьев родился 2 мая 1924 года в селе Овсянка Красноярского края в семье крестьянина Петра Павловича Астафьева. Его мать, Лидия Ильинична, погибла, когда сыну исполнилось восемь лет....смотреть целиком
  4. Природа не терпит пренебрежения к себе и не прощает ошибок
    Ребенок приходит в этот мир беззащитным и доверчивым. Он делает первые шаги по траве и верит, что земля прекрасна, что люди добры, а жизнь – это счастье. Ребенок еще не знает, что трава под его ногами давно стала ядовитой, земля испускает радиоактивные лучи,...смотреть целиком
  5. Человек и природа (По творчеству В. Астафьева и В.Распутина)
    В 70-е и 80-е годы нашего столетия лира поэтов и прозаиков мощно звучала в защиту окружающей природы. Писатели выходили к микрофону, писали статьи в газеты, отложив работу над художественными произведениями. Они отстаивали наши озера и реки, леса и поля....смотреть целиком