Ребенок приходит в этот мир беззащитным и
доверчивым. Он делает первые шаги по траве и верит, что земля прекрасна, что люди добры, а жизнь – это
счастье. Ребенок еще не знает, что трава под его ногами давно стала ядовитой, земля испускает радиоактивные
лучи, а в небе – озоновые дыры. Мы видим, чувствуем, что пришла беда. Мелеют реки, истребляются леса, в
городах все труднее дышать. Колокол тревоги звонит над Байкалом, Ладогой, Аралом. На пороге экологическая
катастрофа. Что же с нами случилось? К чему идем? Эти вопросы волнуют и писателей. Астафьева, Распутина,
Васильева, Белова и других. Гибнет природа, и нравственно дичает человек. Эта мысль выражена в повести В.
Распутина «Пожар». Иван Петрович, ее герой, жил сначала в деревне, позднее затопленной при строительстве ГЭС.
В «селе справляли извечную крестьянскую работу». Там закладывались нравственные основы: трудолюбие, честность,
верность семье. Поселок Сосновка, куда они переехали, не был обустроен, стоял голо, вызывающе, откровенно.
Изменилось место жизни, изменилась работа: валить лес, только валить и валить, не заботясь о том, вырастет тут
что-нибудь после него или нет. Меняются нравы людей. Понаехали шабашники. Эти люди, перекати-поле, не имея ни
семьи, ни друзей, ни привязанностей, работали кое-как. Оторванное от земли, народилось новое племя, живущее по
законам зла: «Человек затоптал границу добра и зла». Мучительно думает об этом главные герой, труженик,
живущий по совести. Пожар, случившийся на складе, это не просто пожар, это итог общего неблагополучия. Горят
старые порядки, горят человеческие души, которым дорога родная земля и люди, горит почва под ногами воров и
пьяниц, бездельников и тунеядцев.В романе Айтматова «Плаха» показана страшная картина издевательства человека
над природой.
Несколько кругов ада проходят волки, теряя свое потомство, человек превращается в убийцу,
заклятого врага природы. Но он забыл, что земля - его дом, и, обрекая природу, он обрекает и самого себя на
уничтожение. Такова идея романа. Это роман-крик, роман-предупреждение.Человек, каким бы он ни был, как бы ни
отгораживался от природы каменными и бетонными стенами зданий, все равно остается частью природы, ее сыном, и
Земля – его большой дом. Эта мысль выражена в повести Астафьева «Царь-рыба». Жизнь доказывает, что ничто не
проходит бесследно. Каждый выпад против природы оборачивается бедой. И браконьерство, и надругательства над
Дашей, на первый взгляд, сходили Игнатичу с рук. Но с годами его начала мучить совесть. И то, чем в молодости
он хвастал, теперь вызывает стыд и муки. Он чуть не погиб, попав на крючки. Это наказание природы за
безжалостное отношение к ней. Человек – песчинка в этом мире, и истинным царем является природа, но она
требует от человека особого внимания. Нельзя брать от нее больше, чем требуется, нельзя делать ее источником
наживы.Повесть Б. Васильева «Не стреляйте в белых лебедей» рассказывает об одной из трагических страниц жизни
природы. Заготконтора объявила прием липового лыка, и в погоне за наживой началось беспощадное истребление
леса. Голые липы тяжело роняли на землю увядающий цвет. Белые, будто женское тело, стволы… И почва под ногами
мокрая, как от слез… «Сгубили, - тихо сказал Егор

Похожие сочинения

  1. Читая рассказы Астафьева
    Виктор Астафьев является одним из талантливых писателей наших дней. Родился он в 1924 году, детство и юность прошли в Сибири. Вся жизнь и творчество связаны с родным и близким его сердцу краем; писатель всегда возвращается в родные места, куда бы ни...смотреть целиком
  2. Размышления Виктора Астафьева о добре и зле
    Русская литература о Великой Отечественной войне изначально была пронизана героическим пафосом. Астафьев тоже относится к этому времени трепетно. Но он несколько смещает традиционную оптику в подходе к этой теме: для него и Отечественная война – это...смотреть целиком
  3. Осуждение войны в произведениях Виктора Астафьева
    Астафьев усиливает пасторальную линию с помощью дополнительных, собственно архитектонических ходов. Уже в самих названиях основных частей повести есть определенная логика. Часть первая называется "Бой" - здесь представлена война как источник...смотреть целиком
  4. Русские судьбы: Виктор Астафьев – работник одиннадцатого часа
    Мельник В. И. Критика почти согласна в том, что кто-то, а Виктор Астафьев – писатель от Православия весьма далекий. И если, мол, задевал каким-то боком эту тему, то лишь так, походя. Но как велика на самом деле тайна Божия в человеке, как опрометчиво...смотреть целиком
  5. Экологические и нравственные проблемы в произведениях В. П. Астафьева
    Последняя четверть XX века поставила перед человечеством глобальную проблему — проблему экологии, сохранения природного равновесия. Взаимоотношения природы и человека обострились настолько, что стало понятно: или человек научится жить как часть природы,...смотреть целиком
  6. Современная пастораль В.П. Астафьева
    Автор повести "Пастух и пастушка" сам определил жанр произведения – "современная пастораль", таким образом, определяя его смысловую композицию: столкновение сентиментальности (пастух и пастушка, чувствительность, неповторимость...смотреть целиком