Долгое время советские идеологи хвалили создателя «Двенадцати» за «верное понимание и воспевание революции». Искренний в своем приятии и неприятии, А.Блок видел в революции возможность преобразования существующего порядка, а вернее, непорядка во что-то лучшее и более справедливое.
Все происходящее читатель видит глазами тех двенадцати большевиков, которые проходят по городу, где царит хаос. Двенадцать рады этому, поскольку и они сами являются частью этого Хаоса. Призванные в идеале стать носителями порядка, на самом деле они сами порождены Хаосом и сеют его везде, куда бы они не пошли. Мир, само бытие рушиться, и символ этого всеобщего разрушения - ветер:
Ветер, ветер! На всем божьем свете!
Идеал двенадцати символизирует не только ветер, их идеал - пожар, то, после чего уже не останется ничего старого: «Мы на горе всем буржуям мировой пожар раздуем».
В центре поэмы - «частная» судьба Петрухи, попавшего в катаклизмы истории. Он оказался в положении личности, вынужденной объединить в себе интересы общие и личные. Без перерождения красногвардейцев не может победить революция. Но и человек не может найти себя без участия в борьбе со старым миром.
В Петьке, как и в остальных красногвардейцах, поэт подчеркивает разбойное начало: «бубновый туз» - знак каторжника. Переплавка Петьке необходима, возможно, но сложна. Герой переживает серьезные испытания. Возлюбленная Петьки, девушка Катька «Мертва, мертва! // Простреленная голова!» Гибнет Катька. Неважно, кто она. Главное, что прежде всего это женщина, единственное в поэзии Блока начало, способное к перерождению.
Блок показывает революционную стихию как
бессознательную, слепую силу, разрушающую не только ненавистный старый мир, но и простые человеческие отношения. Поэт изображает глубокую боль Петрухи. Личное и общественное приходят в болезненное столкновение. Для Блока преодоление этого - залог успеха нового мира. Сначала рождается реакция страшной мести:
Выпью кровушку
За зазнобушку,
Чернобровушку...
Жажда мести пока владеет и всеми красногвардейцами. Поэтому революционный поток похож на циклон, в центре которого едва может устоять человек:
Ветер, ветер! На ногах не стоит человек.
Ветер, ветер! На всем божьем свете!
«Ветер хлесткий» - это символ революции, ее активного начала, сметающего старый мир. Ветер хлещет барыню в каракуле, попа, писателя, но одновременно
Рвет, мнет и косит //Большой плакат: // «Вся власть Учредительному собранию!»
В десятой главе вместо ветра изображается вьюга. Природа - не союзник гвардейцам. Движение героев - это и преодоление стихии:
Разыгралась что-то вьюга.
Ой, вьюга, ой, вьюга! Не видать совсем друг друга
За четыре за шага!
И вьюга пылит им в очи!
Стена вьюги отделяет Христа от двенадцати.
Герои поэмы - дети стихии, ее порождение и воплощение. Но вьюга обернулась свей разрушительной стороной. В ней не оказалось созидательного, преобразующего. Преодолевая стихию, двенадцать преодолевают самих себя.
Уже не Катьке с Ванькой противостоят герои поэмы, а всему старому миру, и именно это обстоятельство оказывается решающим фактором в процессе их духовного перерождения:
Стоит буржуй, как пес голодный, //Стоит безмолвный, как
вопрос, //И старый мир, как пес безродный, //Стоит за ним,
поджавши хвост.
Виноват в «крови» старый мир, оказавшийся неспособным привить людям навыки гуманизма. Это реальное движение революции в истории. Ветер как символ революци

Похожие сочинения

  1. История создания поэмы «Двенадцать» А. А. Блока  Новое!
    Самой дискуссионной остается поэма А.А. Блока «Двенадцать» (1918), которая по праву считается вершинным произведением все­го творчества художника. Поэма А.А. Блока «Двенадцать» стала итого­вым произведением в его творчестве, произведением крайне необыч­ным...смотреть целиком
  2. "Раздается мерный шаг..." (По поэме А.А.Блока "Двенадцать".)
    Понятно, что в период "правления" коммунистов поэма Блока "Двенадцать" была модной темой для школьных сочинений. Как поэма Маяковского "В.И.Ленин" или рассказы Зощенко на ту же тему. Не совсем понятна настойчивость...смотреть целиком
  3. Борьба двух «миров» в поэме А. А. Блока «Двенадцать»
    3 марта 1918 года в газете «Знамя труда» была напечатана поэма «Двенадцать» А. Блока. Контрреволюционные литераторы искали в ней скрытую иронию. Грязная клевета обрушилась на поэта шквалом. Зато рабочие восторженно приветствовали поэму. В день...смотреть целиком
  4. Роль символов в поэме А. А. Блока "Двенадцать"
    Источником образности всей поэзии символизма является символ. Поэты этого литературного течения считали образ-символ лучшим средством изображения действительности, так как наряду с художественной ограниченностью образа ему была присуща неисчерпаемая...смотреть целиком
  5. Многозначность образа Христа в финале поэмы «Двенадцать»
    Блок встретил революцию восторженно и упоенно. В статье «Интеллигенция и революция», напечатанной вскоре после Октября, Блок восклицал: «Что же задумано? Переделать все… Всем телом, всем сердцем, всем сознанием – слушайте Революцию». В январе 1918...смотреть целиком
  6. Александр Блок и революция (Поэма “Двенадцать”)
    Блок встретил революцию восторженно и упоенно. Близкий поэту человек писал: "Он ходил молодой, веселый, бодрый, с сияющими глазами". В числе очень немногих тогда представителей художественной и научной интеллигенции поэт сразу же заявил о...смотреть целиком
  7. «Старый мир» в поэме Блока «Двенадцать»  Новое!
    Поэму А.А. Блока «Двенадцать» можно рассматривать как кульминацию всего его творчества. Мотив иронии автора по отношению к современному «утробному» миру и его «обитателям» пронизывает все произведение. Современный буржуа, чьи интересы сосредоточены только...смотреть целиком