Страница: [ 1 ]  2  3  4  5  

Построение булгаковского романа позволяет утверждать, что писатель знал
правила так называемой формулы «двойника» и использовал их для философской
концепции мира и человека.
П. Р. Абрагам указывает на два способа использования формулы «двойника2. С
одной стороны, персонажи трактовались как отдельные психические слои «Я».
Имеется в виду натурфилософская система Г. Г. Шуберта. Структура человеческого
сознания состоит в следующем: эмпирическую часть «Я» составляет так называемое
«бодрствующее» «Я» и «спящее» «Я». Метафизическими элементами сознания являются
«внутренний поэт» и два голоса совести, представленные обычно образами «благого
ангела» и «злого ангела».
Второй способ заключается я в разделении центрального двойника (обычно
«бодрствующего» «Я»), поставленного перед необходимостью выбора между добром и
злом при столкновении с этической проблемой, на два персонажа.2

По законам данной формулы и построен роман «Мастер и Маргарита». Черты
«внутреннего поэта» воплощены в образе Мастера.
Создание параллельных образов героев-двойников - один из путей проверки
философской идеи, теории в жизненной практике. Этот прием совместно с другими
выявляет голос автора, его отношение к идеи героя, его раздумья.
Для действующих лиц булгаковского романа характерна множественность обликов.
Он говорит как о разных сторонах их натуры и разных видах деятельности, так и о
неожиданном сходстве, «перекрещиваниях» между ними. «В этих множащихся сторонах
каждого из героев - метаморфозы и облика героя и его профессии. В них же -
объективная авторская эмоция по поводу происходящих с героями перемен, эмоция
самых разнообразных оттенков... по устойчивая в своем качестве удивления, порою
грустного, порою саркастического, иногда просто констатирующего». 1
Двоение и утроение образов и дальнейшее их идет в романе по всем компонентам
образной истины по отдельным чертам внешнего и внутреннего сходства - различия
героев, их поступков, поведения и даже судьбы в целом. Благодаря двойственности
художественное изображение приобретает субстанциональный смысл. Показывает не
только то, что есть, но и то, что потенциально присутствует как возможная
тенденция в идее
Первые главы романа посвящены в основном второстепенным персонажам, а
главный герой - Мастер - появляется только в 13-й главе. Поначалу он представлен
фигурой антимастера - Ивана Бездомного. Но «уходят за кулисы отыгравшие свою
роль. И постепенно открисстализовывается до полной, рассветной отчетливости
фигура Мастера - создателя романа о Христе занимает первый план прежде всего
своим творением. И... из тумана возникает олицетворенный символ Истины,
Творчества, Добра - Иешуа»1.
Между Мастером и Иешуа по принципу зеркальной концепции явно ощущается
параллель, сообщающая всему повествованию особую многозначность. Ю. М. Лотман
назвал тему двойника «литературным адекватом мотивы зеркала». «Подобно тому как
зазеркалье - это обратная модель мира, двойник - отражение персонажа».2 Булгаков
убеждает читателя: идеи добра и справедливости возвышают человека, а трагизм его
существования усиливает величие его идеалов и убеждений.
По первому впечатлению, Мастер и Иешуа имеют несхожих. А с исторической
точки зрения, - несопоставимых прототипов. Однако они оба
вобрали в себя много автобиографического от автора. Создаваемый Мастером
«малый» роман - зеркало, включенное в состав «большого» романа, большого
зеркала, а отражают оба все ту же метущуюся булгаковскую душу, все ту же
искательскую неустроенную жизнь»33. Мастер не был бы Мастером, если бы он не был
еще и Иешуа. А Иешуа не был бы Иешуа, если бы он не был, вместе с тем, и
Мастером. Художественное параллельное бытие решаемых реалий, необходимое условие
“Мастера и Маргариты”. Мастер не был бы Мастером, если бы он не создал с Понтием
Пилатом, и он не был бы Мастером, которого мы ныне знаем, если бы его выражению
неких абстрактных истин, а не самовыражению Мастера.
Собственно говоря, Мастер посвятил жизнь Иешуа - герою своего романа,
герою основного романа и одновременно сыну бога. Согласно христианскому
догмату, человек может найти удовлетворение только в боге. Именно в нем и
находит свое призвание Мастер. Согласно концепции романа, бог ( в данном случае
Иешуа) - это истина. Следовательно, смысл и цель жизни Мастера - в истине,
которая и воплощает в себе подлинную высшую нравственность. Главное, что
объединяет всех героев-двойников, находящихся в параллельной зависимости, - это
их одержимость идеей.
По мнению Б.М. Гаспарова, Мастер несет в себе черты не только Христа, как
обычно принято думать, но и Пилата. Он отрекается от своей роли (а вместе с этим
- и от своего героя), сжигает рукопись, пытался рассказать миру известную ему
одному правду о совершившейся казни. Но у него не хватает сил это сделать, и
слабость делает его не только жертвой но и молчаливым свидетелем-соучастником.
Очевидно, именно этой двойной проекции образа объясняется знаменитый конечный
приговор Мастеру. Он не заслуживал света, он заслуживал покой.1
В образе Мастера черт, роднящих его с Иешуа: верность убеждениям, неумение
скрывать правду, внутреннюю независимость, так сильно его благополучию. Подобно
бродячему философу из , Мастер чутко откликается на человеческие страдания,
боль: “...Я, знаете ли, не выношу шума, возни, насилия и всяких вещей в этом
роде. В особенности ненавистен мне морской крик, будь то крик страдания, ярости
или иной какой-нибудь крик “ (109).
“...Мастер эмоционально... связывается с Иешуа по общим трагическим
интонациям, сопровождающим жизнь каждого, по углубленной внутренней работе и,
наконец, страдания их в значительной степени связаны с Пилатом.2 Только вера,
считает А. Белый, открывает человеку высшую истину о Христе. У Булгакова,
“понявшего лишь сатанинское начало действительности, этой веры нет. Начав с
точки зрения здравого смысла, который видит в
легенде о Христе только тривиальную бытовую историю времен упадка римской
империи, а в Иисусе - только бродягу ,он нашел в себе тайну мира и рассмотрел
зло. Но добро ему не ясно”. Именно поэтому ему уготован не свет, а покой.1
Как видим, точки зрения Б.М Гаспарова и А. Белого на проблему свет-покой
принципиально расходятся.
Мастер одинок - как и Иешуа . Однако, как считает Л. М. Яновская “жестокое
одиночество Мастера - не автобиографическая исповедь. Это булгаковская трактовка
подвига творчества, голгофы творчества, как ее понимает автор”.2 “Холод и страх,
ставший моим постоянным спутником, доводили меня до исступления. Идти мне было
некуда...” (123).
Общность судеб Мастера и героя его романа проецируется и в бездомности (“У
меня нет постоянного жилища ... я путешествую из города в город” (22) - говорит
Иешуа Пилату), и во всеобщей травле, заканчивающейся доносом и арестом, и в
предательстве, и в теме - кани, и в молитве ученика.
Конфронтация канонической и крифической версии повествования сообщает особую
функцию образу ученика главного героя, который является свидетелем событий, но
из-за своей слабости - невежества, непонимания, недостатка неспособен правдиво
передать то, что он видел, и создает грубо искаженную версию. Таков Левий
Матвей6 записывающий слова Иешуа. Таков и Иван Бездомный - “ученик” Мастера, в
эпилоге романа становящийся профессором - историком, дающим совершенно
искажающую версию всего происшедшего с ним. Еще одно преображение героя -
Бездомный оказывается единственным учеником покидающего землю Мастера. Это
обстоятельство протягивает нить к образу Левия Матвея; данный мотив выступает на
поверхность лишь в самом конце романа (когда Иван несколько раз назван
учеником), но “ретроспективно он позволят связать несколько точек, разбросанных
в предыдущем изложении.”1 Так, агрессивность Ивана в сцене погони за
консультантом и затем в грибоедове его поспешность, безуспешная погоня могут
теперь приведены в связь с поведением Левия,
решившего убить и тем освободить Иешуа, но опоздавшего к началу казни; сами
кривые арбатские переулки, которыми пробираются, укрываясь от милиции, Иван,
вызывают тем самым ассоциацию с Нижним городом, дополнительно спрямляя параллель
Москва - .


Страница: [ 1 ]  2  3  4  5  

Похожие сочинения

  1. Только человек ответственен за добро и зло (По роману М. А. Булгакова "Мастер и Маргарита")
    — ...Так кто ж ты, наконец? — Я часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо... И. В. Гете. Фауст М. А. Булгаков — один из замечательных писателей послереволюционной эпохи. Судьба Булгакову досталась трудная, в ней было много конфликтов,...смотреть целиком
  2. Воланд 1
    В этом герое Булгаков создал очень своеобразный образ Сатаны. Это не абсолютное зло. В. пришел в Москву, чтобы судить. И важно отметить, что от него не пострадал ни один невинный человек. В самом начале романа, когда В. появляется на Патриарших прудах,...смотреть целиком
  3. Сюжетное построение романа Булгакова «Мастер и Маргарита»
    Талант художника был у Булгакова от бога. И то, какое этот талант получал выражение, во многом определялось и обстоятельствами окружающей жизни, и тем, как складывалась судьба писателя. В начале 20 – х годов им был задуман роман "Инженер с копытом",...смотреть целиком
  4. Знакомство Берлиоза и Бездомного с «иностранцем» 2
    «Однажды весною, в час небывало жаркого заката, в Москве, на Патриарших прудах, появились два гражданина»— первая же фраза романа готовит внимательного читателя к тому, что повествование будет носить несколько необычный характер. Весна символически отображает...смотреть целиком
  5. Книга которая оставила сильное впечатление
    В этом сочинении я хочу рассказать об одном из самых известных произведений Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита», которое мне очень понравилось. По сведениям В.Я. Лакшина, Михаил Афанасьевич писал свой роман на протяжении более десяти...смотреть целиком
  6. Жанровые особенности романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита»
    Роман «Мастер и Маргарита» не зря называют «закатным романом» М. Булгакова. Много лет он перестраивал, дополнял и шлифовал свое итоговое произведение. Все, что пережил М. Булгаков на своем веку — и счастливого, и тяжелого, — все свои самые главные мысли,...смотреть целиком
  7. Писательская трагедия Мастера 2
    Роман “Мастер и Маргарита” — вершина творчества Булгакова. В романе автор затрагивает множество разных проблем. Одна из которых — писательская трагедия человека, жившего в ЗО-е годы. Для настоящего писателя самое страшное — не иметь возможности писать...смотреть целиком